Материал для откатных ворот
Откатные ворота своими руками. Схема, поэтапная инструкция
Все больше владельцев частных домов выбирают откатные ворота. Производство является достаточно затратным занятием, поэтому многие решаются сделать откатные ворота своими руками. Для этого так же понадобятся определенные затраты, придется купить материалы и разобраться с наличием инструмента, но в итоге вы получите замечательные ворота высокого качества и по доступной цене.
Стоит учесть, что даже самостоятельная работа будет стоить дороже, чем другой тип ворот, но качество, долговечность и комфорт – отличная мотивация сделать выбор в их пользу. Чтобы сделать откатные ворота своими руками, чертежи и схемы будут очень кстати. Вы можете использовать готовые схемы, которые найдете в данной инструкции.
Как сделать откатные ворота своими руками? В первую очередь необходимо разобраться с материалами.
Откатные ворота своими руками. Выбираем материалы
Вам понадобится окрашенный профнастил, прямоугольные трубы разных размеров, фурнитура, грунтовка, саморезы и автоматика. Наиболее дорогими в этом списке являются фурнитура, которую можете купить набором и автоматика, что включает привод с блоком управления, рейку и пульты. При желании можете позаботиться о безопасности.
Таким образом, вам необходимо выбрать достаточное количество материала. Для начала вам понадобится чертеж и информация о размерах, чтобы не переплачивать за лишние товары. К примеру, если ворота 3Х2, то профнастила потребуется 6 м2, а труб определенное количество килограмм.
Узнав размеры, убедившись, что данный чертеж подходит, можете приступать к покупке материала. Чертежи можете использовать из данной инструкции, уже проверенные схемы не доставят неудобств. Далее необходимо убедиться, что в наличии есть инструменты, необходимые для постройки откатных ворот своими руками.
Подготовка инструмента
Подготовьте или займите у знакомых болгарку, шлифовальную машинку, бетономешалку, инструмент для кладки кирпича, шуруповерт, стремянку, лопаты, молоток, уровень, гаечные ключи, лом и рулетку.
Список получился довольно обширный и если вы не обзавелись каким-то конкретным инструментом, не стоит сразу его покупать, возможно, он есть у ваших друзей или есть возможность арендовать. Потому что с покупкой техники вы вряд ли сэкономите на установке откатных ворот своими руками.
Когда все готово, стоит приступать непосредственно к работе.
Откатные ворота своими руками. Установка
Проводим подготовку — важный этап
Для начала проведите предварительные работы. Растительный слой земли придется снять, если в этом месте другое покрытие, от него все равно придется избавиться. Для удобства нужна разметка будущих откатных ворот.
Далее, в процессе разбивки, необходимо использовать четыре арматурных элемента по 1 метру и электроды — оси (постоянная и временная). Прежде чем забить арматуру, убедитесь, что диагонали прямоугольника совпадают. После этого забивайте, оставляя на поверхности 20 сантиметров. Между арматурой накладывается леска. С основных осей можно создавать временные.
Далее требуется вырыть приямки, там будет фундамент для столбов, закладной детали и траншеи для электропроводки.
Совет. Не забудьте, что яма для столба обязана быть немного шире его размера. К примеру, при размерах столба 40Х40 см, яма должна быть хотя бы 42Х42 см. Фундамент получится шире и вам станет легче осуществить кладку кирпича.
Закладная деталь так же требует от фундамента определенных условий. Яма обязана быть длиной половины проема ворот.
Совет. Учитывайте климат вашей территории при создании ям. Глубина обязана быть большой, больше, чем глубина промерзания. Если фундамент окажется слишком близко к верху, грунт, который замерз, вытолкает его наружу, конструкция получится ненадежной. Иногда глубина может составлять почти полтора метра, не стоит на данном этапе проявлять пренебрежительность.
Когда во время создания ямы осыпаются стенки, не обойтись без опалубки. В данном случае можете экономить, выбирая старый материал, доски итак накроются грунтом.
Готовые приямки полейте водой, чтобы добиться утрамбовки. Если дальнейшие работы будут продолжаться позже, побеспокойтесь о том, чтобы накрыть их и защитить от дождя, который может их вымыть.
Чтобы позже не портить проезд, заранее выройте траншею, где будет заложена гильза с электрическим кабелем, чтобы позже подключить автоматику откатных ворот легко и быстро. Для данной работы понадобится обычная водопроводная труба из пластика, диаметр выбирайте примерно 20 мм. В момент, когда гильза заложена, закройте торцы трубы полиэтиленом, который защитит от грязи и влаги. Когда гильзу было уложено и засыпано, место, где прошла укладка так же полейте водой, чтобы добиться утрамбовки грунта.
Пока что эскиз откатных ворот использовался мало, но в будущем он еще очень пригодится.
Готовим столбы
Функцию сердечника будут выполнять металлические изделия, в данном случае, трубы. Лучше брать прямоугольные изделия с размерами 80Х80 мм или 100Х100 мм. Подойдут и круглые металлические трубы, диаметр берем от 80 мм.
Труба над землей (её верхняя часть) должна быть немного ниже столба, хватит пары сантиметров. Если, к примеру, столб высотой 2,5 м, то сердечник обязан быть 2,45 м. Часть под землей не должна дойти до дна котлована. Хватит так же 5 см. Если яма глубиной 90 см, то нижняя часть трубы – 85 см.
Совет. Для достижения максимальной прочности сердечника, чтобы конструкция откатных ворот своими руками была прочной, можно сделать своеобразное укрепление, приварив два арматурных элемента крестообразно внизу. Длина приваренных частей – 25 см.
Когда труба установлена в яму, обеспечьте ей защиту от влаги, чем-нибудь накрыв.
Откатные ворота своими руками: создание закладной детали
От качества данного элемента будет зависеть ваша работа в целом, потому что закладная деталь влияет на движение ворот и электропривод.
Для данного элемента вполне подойдет швеллер, ширина которого примерно 20 см, но не меньше 16. Длина должна соответствовать половине ширины проема ворот.
Чтобы швеллер надежно и долговечно держался в бетоне, надо будет приварить арматуру. Снова пригодится сварочный аппарат. Для работы подберите 4 куска арматуры, длина которых должны быть примерно 90 см. Приварите с двух сторон и свяжите арматурными перемычками, выбирая диаметр 10 мм.
Бетонируем фундамент для откатных ворот
Подготовка металлоизделий в принципе завершена, можно переходить к новому этапу работ. Необходимо залить фундамент для откатных ворот своими руками. Стандартно лучше брать марку бетона М200. Готовим смесь: 1 ведро цемента, песка – 3 в, щебня – 5 в. (фракция 5-20 или 20-40). Учитывая общий объем замеса использовать 20% воды.
Дождитесь нормальной температуры, потому что в мороз придется использовать дополнительные добавки против заморозки. Если температура на улице нормальная плюсовая, можете приступать к процессу бетонирования.
Прежде чем залить бетоном фундамент для откатных ворот своими руками, еще раз убедитесь, что все конструкции из металла в приямках не сместились и надежно расположены. Под весом бетона они могут сместиться, убедитесь, что это не произошло. Используя уровень, проверьте насколько установка получилась ровной, проверяя горизонтально и вертикально.
Швеллер – ровно на уровне поверхности горизонта, если проезд не готов, рассчитайте расстояние верха. В идеальном варианте – между створкой и поверхностью должно оставаться 7 см, чтобы в снежную погоду ворота, когда двигаются, не сунули снег.
Совет. Конструкция откатных ворот своими руками должна быть прочной, не забывайте при заливке каждой порции смеси, постоянно трамбовать бетон, чтобы избежать образования пустот.
Когда бетонирование завершено, можете приступить к выравниванию, чтобы удалить все неровности. Если на улице очень жарко, бетон следует защитить от трещин, накрыв его. Пару раз в день поливайте его водой.
Пока бетон набирает свою прочность, можете неделю отдохнуть. Это настоятельная рекомендация, если ваша цель – надежные и прочные ворота.
Кирпичная кладка столбов для откатных ворот
Справившись с фундаментами и подождав, пока они станут прочными, можете приступать к кладке кирпичей, устанавливая закладные элементы для нащельников. Используйте уголок 50Х50 мм, длина которого примерно 8 см, а арматура с диаметром 8мм равна половине столба. Приварите её к сердечнику.
Нащельник требует три закладки трех деталей: 1 внизу после кладки 3 рядов кирпича, далее средняя – посредине, и 1 деталь вверху – зная верхний край ворот в будущем, делайте укладку немного ниже.
Каркас откатных ворот своими руками
Чтобы вам было удобнее создавать каркас, используйте трубы с сечением прямоугольник или квадрат. Чтобы создать откатные ворота своими руками чертежи и схемы придется еще использовать. Чертёж – подробная схема вашей работы, о которой была речь в начале, сейчас будет весьма важен. Если у вас есть эскиз откатных ворот, точно никаких проблем не возникнет. Так же он помогает сэкономить материалы, используя ровно столько, сколько требуется для изготовления откатных ворот своими руками.
Металлические трубы, все остальные элементы очистите от ржавчины, обезжирьте и прогрунтуйте. В стандартном варианте для створок и несущих элементов, используется труба 60Х40 мм или 60Х30 мм. Второй внутренний каркас – 30Х20 мм.
Вся сборка начинается с направляющего рельса, значит, на данном этапе он должен быть заранее подготовленным. При наборе каркаса обеспечьте его устойчивость в вертикальном положении, приварите две части труб (квадратных), они будут выполнять роль подставок.
В несущем каркасе нижнюю трубу приварите к рельсу путем прихваток. Длину шва используйте 15-20 мм, шаг 600-700мм, с двух сторон, порядок — шахматный.
Совет. Не делайте сплошной шов. Это не только нецелесообразно и приводит к лишнему расходу электродов, а и грозит тем, что направляющий профиль будет вести, ворота станут заклинивать, движение станет тяжелым.
После этого можем выставлять вертикальные трубы, прихватив их одной сваркой. Используя уровень, проверьте получившуюся вертикальную ровность, когда убедитесь, что все в норме, лишь тогда сделайте сплошную проварку.
Далее – установка и сварка верхней перекладины, потом диагональной.
Несущий каркас можете считать готовым.
Далее внутри по периметру стоит приварить трубы второго каркаса, не основного, к ним позже будет приварен профнастил. Трубы обязаны оказаться по центру несущего каркаса, чтобы настил, когда уже будет в створке, немного утопился.
Сварочные работы окончены, можете зачищать швы болгаркой, грунтовать их и красить.
Совет. Покраску лучше проводить в три слоя.
Для закрепления профнастила используйте 19 мм саморезы специального назначения — по металлу, чтобы было проще, можете его прикреплять, когда створку уже установите в проем на опору. Каждый лист необходимо подгонять отдельно, он должен прилегать к раме. Часть створки с формой треугольника оставьте без монтажа профлистов, потому что эта часть итак не будет попадать в проем.
По створкам все, но остаются другие не менее важные детали.
Осталось совсем мало, чтобы завершить самодельные откатные ворота.
Из металлических труб 60Х30 или 60Х40 мм создаются и монтируются нащельники.
Чтобы создать откатные ворота своими руками, выберите фурнитуру:
- Направляющий рельс – это профиль хорошего качества, поверхность ровная, без изъянов, не шероховатая, без окалин. Металл обязан быть специфичным, в составе должно быть больше, чем обычно, углерода
- Роликовые каретки – с металлическими роликами, нельзя брать полимеры. Подшипники с металлорезиновыми пыльниками. Ход без затруднений. Обязательно позаботьтесь о защите от коррозии.
- Верхняя пластина с роликами, их должно быть 2 или 4. Лучше брать с резиновым покрытием, которое не станет царапать полотно.
- Нижний концевой ролик – подойдёт либо полимер, либо металл.
- Нижний и верхний улавливатели.
- Резиновые заглушки, желательно с гофрированной частью.
- Монтажные пластинки роликовых опор.
Устройство откатных ворот своими руками не составит много трудностей. Остается провести монтаж перечисленных элементов и заняться установкой автоматики. Конструкция откатных ворот кажется сложной, но вы сможете справиться сами, без сторонней платной помощи, используя наши инструкции и посмотрев видео инструкцию ниже.
Как сделать откатные ворота своими руками – выбор материалов и монтаж
Добавление статьи в новую подборку
Не всегда бывает возможность установить обычные распашные ворота на въезде на собственный участок. Чтобы не занимать лишнее пространство и заодно сэкономить деньги, можно сделать раздвижные ворота своими руками.
Разумеется, даже в этом случае потребуются определенные затраты, так как в раздвижной, или отъезжающей, конструкции используется намного больше фурнитуры, чем в распашной. Однако для самих ворот можно выбирать оптимальный по цене материал. Кроме того, стоимость будет зависеть и от того, устанавливается электрический двигатель для открывания и закрывания или вы решили остановиться на «механике».
При наличии необходимого инструмента и минимальных навыков работы с ним установка конструкции не вызовет особых затруднений. Что касается фурнитуры и необходимых материалов, то приобрести их сегодня не составит никаких проблем.
Преимущества раздвижных (откатных) ворот
Говоря о преимуществе ворот подобного типа перед стандартным распахивающимся вариантом, стоит упомянуть следующие моменты:
- не требуют пространства при открывании. Это позволяет въезжать на участок, не создавая помех другим людям (если ворота открываются наружу), а также остается свободным внутреннее пространство во дворе, которое можно использовать, например, для устройства клумб;
- использование безопасно даже при сильном ветре. Многие водители сталкивались с ситуацией, когда плохо закрепленная створка ворот под действием ветра закрывалась. При этом автомобиль нередко получал повреждения. С раздвижными воротами вероятность такого происшествия крайне мала.
Недостаток у них, правда, тоже имеется. Он заключается в том, что для отката створки требуется место сбоку, вдоль забора. И его необходимо регулярно очищать от грязи, снега и намерзаний. Кроме того, подобный вариант конструктивно намного сложнее обычного.
Разновидности откатных ворот
Конструкция откатных ворот не отличается особым разнообразием. Можно выделить три типа таких ворот.
Консольные откатные ворота | |
Направляющие ролики закреплены сбоку. Створка в нижней части снабжена направляющим рельсом, который сдвигается в сторону вместе с ней. Таким образом, во время движения она не касается земли, а грязь, снег, иные посторонние предметы не помешают работе ворот. |
Подвесные откатные ворота |
Створка перемещается по направляющей планке за счет скольжения ролика, прикрепленного к ней. Планка расположена сверху и ограничивает проезд автомобиля по высоте. В этом заключается недостаток такой конструкции. |
Откатные ворота с роликами | |
Створка с роликами, которые прикреплены к ней и движутся по земле. Они прикреплены к самой створке. Могут двигаться как по направляющему рельсу (что предпочтительнее), так и без такового (в этом случае они больше похожи на небольшие колеса). Конструкция проста, но недостаток ее в том, что движению роликов может помешать различный мусор, а также налипание снега или намерзание льда. |
В отдельную категорию можно выделить самодельные откатные ворота с электроприводом и без такового.
Исходя из этой информации, каждый может выбрать наиболее подходящий для своих условий и возможностей вариант ворот. Конечно, от выбора будет зависеть общая стоимость и объем работ, а также список необходимых материалов. Однако некоторые моменты для всех вариантов будут абсолютно одинаковыми, о чем мы расскажем ниже.
Необходимые инструменты и материалы для откатных ворот своими руками
Список подобран для ворот размером 3×2 м в самом простом варианте изготовления. Размеры автоматических ворот такие же, как и у неавтоматических. Поскольку мы рассматриваем самый простой вариант, то стоимость автоматики учитываться не будет. Стоимость материалов также не приводим, так как цены на них могут меняться.
Материалы
Для самостоятельного изготовления ворот вам понадобятся следующие стройматериалы:
- труба квадратного или прямоугольного сечения для каркаса и створок ворот (также потребуются трубы большего сечения для изготовления сердечников опорных столбов);
- профнастил для обшивки;
- швеллер шириной 100 мм (длина зависит от ширины проема ворот, в данном случае составляет 3 м);
- 4 отрезка арматуры сечением 16 мм и длиной 1 м каждый;
- цемент, песок, щебень для приготовления бетонного раствора;
- фурнитура;
- кирпичи для сооружения опорных столбов.
Инструменты
Для проведения монтажных работ обзаведитесь следующими инструментами:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- молоток;
- лом;
- штыковая и подборная лопаты;
- рулетка;
- строительный уровень;
- бетономешалка или емкость для замешивания раствора вручную.
Фурнитура для откатных ворот
Если говорить в общих чертах, то фурнитура в данном случае это то, обеспечивает нормальную работу всей конструкции. К сожалению, большинство деталей из этого списка самостоятельно изготовить не получится. Их придется покупать. Но кое-что можно сделать и своими руками. Например, направляющие для откатных ворот. Итак, в стандартный набор входят следующие элементы:
- верхний и нижний улавливатели (нужны для того, чтобы во время закрывания створка занимала правильное положение);
- направляющая планка (стандартно поставляется длиной 6 м);
- резиновые торцевые заглушки для направляющей (для предотвращения попадания грязи и снега внутрь направляющей через торцы);
- накатной ролик (обеспечивает нормальное закрытие створки);
- верхние поддерживающие ролики;
- роликовые каретки (в комплекте 2 шт.). По ним скользит створка.
Ролики для откатных (раздвижных) ворот бывают металлическими или полимерными. В условиях наших широт целесообразнее устанавливать металлические, так как полимерные не выдерживают частых перепадов температур и имеют короткий срок службы.
При закупке материалов для изготовления створки следует учитывать их вес.
Порядок работ при сооружении откатных ворот
Следуйте нашей инструкции, чтобы не упустить ни одной важной детали.
Шаг 1. Чертеж
Первое, с чего начинают делать раздвижные ворота – это чертеж. Благодаря ему станет понятно, сколько материалов покупать и как будет выглядеть готовое изделие. В интернете нетрудно найти уже готовые чертежи. Можно взять их за основу, скорректировав под свои размеры. Чертеж отображает не только схему самого полотна, но также и его размещение в закрытом и открытом положении ворот. Здесь также стоит отметить все места соединения отдельных деталей конструкции.
Створка конструктивно состоит из двух частей: непосредственно полотна (прямоугольной формы) и противовеса в форме треугольника. Противовес, как и полотно, изготавливается из труб. Обе части створки неподвижно соединены между собой в одно целое.
Если планируется сделать откатные ворота с калиткой, то и этот элемент необходимо отобразить на чертеже, предусмотрев удобство во время открывания и закрывания.
Шаг 2. Подготовительные работы
Для того чтобы раздвижные ворота функционировали надежно и долго, подготовку нужно провести с особой тщательностью. На этом этапе предстоит сделать разметку на месте установки будущих ворот, убрать мусор, выровнять грунт, чтобы в дальнейшем избежать перекосов конструкции. Кроме того, нужно выкопать ямы под фундамент опорных столбов и траншею для основания под ворота (оно выполняется из швеллера).
Шаг 3. Заливка фундамента под опорные столбы
Для фундамента замешивается раствор из цемента, песка и щебня в соотношении 1:3:2 соответственно. Можно обойтись и без щебня. В фундамент вмуровываются и трубы, которые будут проходить внутри каждого столба. Необходимо устанавливать их строго вертикально, для чего потребуется строительный уровень или отвес. После заливки фундаменту нужно дать выстояться не менее 7 дней.
Шаг 4. Сооружение столбов
Для кирпичной кладки используется раствор из цемента и песка в соотношении 1:3 или 1:4. На этом этапе также следует использовать строительный уровень, чтобы и сам столб, и каждый отдельный кирпич были установлены ровно. Если строительство и монтаж откатных ворот ведется в то время, когда возможны заморозки, то нужно добавлять в раствор специальный пластификатор.
Шаг 5. Монтаж основания
Как уже говорилось, основание делается из швеллера шириной 100-200 мм и арматуры сечением 16 мм. Для начала арматура нарезается равными кусками и приваривается к швеллеру так, чтобы получилось подобие стола на четырех ножках. При этом ребра швеллера располагаются книзу.
Под основание необходимо вырыть траншею глубиной до 150 см и шириной около 40 см. На дно насыпается дренажная подушка из щебня высотой 15-20 см. После этого швеллер устанавливается на свое место вровень с землей и с использованием строительного уровня, чтобы получилось идеально ровно. В пустое пространство заливается бетонный раствор в качестве фундамента.
Такая мера является необходимостью, ведь вес створки может достигать 400-500 кг. Фундамент должен выстаиваться не менее 14 дней.
Шаг 6. Сборка створки
Этот этап потребует от вас навыков обращения со сварочным аппаратом и болгаркой. Поскольку общие очертания створки уже упоминались, то останется только порезать трубы на отрезки необходимой длины, исходя из того, каких размеров будут будущие откатные ворота. После этого заготовки свариваются между собой и получается периметр створки.
При выполнении работ с болгаркой и сварочным аппаратом особое внимание следует уделить безопасности труда. Использование защитных очков и рукавиц существенно снизит риск травмирования.
Сварочных работ можно избежать, если скреплять трубы болтами. Для этого потребуется вырезать еще металлические пластины наподобие шайб с отверстиями под болты. Пластины будут накладываться на концы соединяемых труб. Стоит заметить, что болтовое соединение менее надежное, чем сварка. К тому же, оно будет утяжелять конструкцию и увеличит общую стоимость за счет стоимости болтов и гаек.
Для придания створке ворот жесткости необходимо скрепить периферийные трубы внутренними ребрами жесткости. Роль последних будут выполнять отрезки труб меньшего диаметра. Таким образом, в конечном итоге каркас, на основе которого будут сделаны самодельные раздвижные ворота, должен напоминать решетку. После этого снизу к раме нужно приварить направляющий рельс из комплекта фурнитуры. А все сварные швы тщательно зашлифовать при помощи болгарки.
Теперь можно прикрепить обшивку к створке. Как уже говорилось, в качестве обшивки можно использовать профнастил. Но, кроме того, хорошим материалом является листовой поликарбонат. А если непрозрачность ворот неважна, то на каркас можно просто нашить сетку-рабицу.
Шаг 7. Установка
Своими руками это сделать вполне реально, но потребуются помощники в виду размеров и веса конструкции. Итак, для начала на один из опорных столбов крепятся уловители для створки ворот. На этом же столбике снизу крепится нижний концевой ролик. На другом столбике монтируется верхняя пластина с направляющими роликами.
Роликовые каретки устанавливаются на основании. Чем больше расстояние между ними, тем лучше. Кроме того, их необходимо устанавливать так, чтобы полотно ворот в будущем ходило ровно. Когда вся фурнитура будет смонтирована на своих местах, наступает время для установки самой створки.
Учитывая немалый вес створки, при ее монтаже будьте предельно внимательны и аккуратны!
Что еще нужно учесть
На этом процесс установки ворот может считаться оконченным. Если изначально планировалось, что открывание и закрывание будет выполнять автоматика для откатных ворот, то потребуется еще и привод. Его установка производится по прилагаемой к комплекту схеме. Впрочем, «народные умельцы» иногда изготавливают такой привод сами, используя электродвигатели достаточной мощности. Разумеется, для того чтобы он выполнял свои функции, к створке ворот нужно приварить зубчатую планку.
Всем, кто интересуется, как установить откатные ворота самостоятельно, необходимо все тщательно продумать, взвесить все «за» и «против», объективно оценить свои возможности и силы. Также нужно иметь в виду, что изготовить такие ворота из подручных средств не получится, поэтому придется выделить определенную сумму денег на закупку материалов и фурнитуры.
Мы подробно рассказали, как сделать раздвижные ворота самостоятельно, чтобы не переплачивать за их монтаж и установку чужим людям. Конечно, это потребует от вас особых навыков и сноровки, но если вы не привыкли останавливаться перед трудностями, вас ждут одобрение и гордость всех домочадцев. Смело принимайтесь за дело и делитесь с нами результатом.
Как сделать откатные ворота своими руками – выбор материалов и монтаж
Добавление статьи в новую подборку
Не всегда бывает возможность установить обычные распашные ворота на въезде на собственный участок. Чтобы не занимать лишнее пространство и заодно сэкономить деньги, можно сделать раздвижные ворота своими руками.
Разумеется, даже в этом случае потребуются определенные затраты, так как в раздвижной, или отъезжающей, конструкции используется намного больше фурнитуры, чем в распашной. Однако для самих ворот можно выбирать оптимальный по цене материал. Кроме того, стоимость будет зависеть и от того, устанавливается электрический двигатель для открывания и закрывания или вы решили остановиться на «механике».
При наличии необходимого инструмента и минимальных навыков работы с ним установка конструкции не вызовет особых затруднений. Что касается фурнитуры и необходимых материалов, то приобрести их сегодня не составит никаких проблем.
Преимущества раздвижных (откатных) ворот
Говоря о преимуществе ворот подобного типа перед стандартным распахивающимся вариантом, стоит упомянуть следующие моменты:
- не требуют пространства при открывании. Это позволяет въезжать на участок, не создавая помех другим людям (если ворота открываются наружу), а также остается свободным внутреннее пространство во дворе, которое можно использовать, например, для устройства клумб;
- использование безопасно даже при сильном ветре. Многие водители сталкивались с ситуацией, когда плохо закрепленная створка ворот под действием ветра закрывалась. При этом автомобиль нередко получал повреждения. С раздвижными воротами вероятность такого происшествия крайне мала.
Недостаток у них, правда, тоже имеется. Он заключается в том, что для отката створки требуется место сбоку, вдоль забора. И его необходимо регулярно очищать от грязи, снега и намерзаний. Кроме того, подобный вариант конструктивно намного сложнее обычного.
Разновидности откатных ворот
Конструкция откатных ворот не отличается особым разнообразием. Можно выделить три типа таких ворот.
Консольные откатные ворота | |
Направляющие ролики закреплены сбоку. Створка в нижней части снабжена направляющим рельсом, который сдвигается в сторону вместе с ней. Таким образом, во время движения она не касается земли, а грязь, снег, иные посторонние предметы не помешают работе ворот. |
Подвесные откатные ворота |
Створка перемещается по направляющей планке за счет скольжения ролика, прикрепленного к ней. Планка расположена сверху и ограничивает проезд автомобиля по высоте. В этом заключается недостаток такой конструкции. |
Откатные ворота с роликами | |
Створка с роликами, которые прикреплены к ней и движутся по земле. Они прикреплены к самой створке. Могут двигаться как по направляющему рельсу (что предпочтительнее), так и без такового (в этом случае они больше похожи на небольшие колеса). Конструкция проста, но недостаток ее в том, что движению роликов может помешать различный мусор, а также налипание снега или намерзание льда. |
В отдельную категорию можно выделить самодельные откатные ворота с электроприводом и без такового.
Исходя из этой информации, каждый может выбрать наиболее подходящий для своих условий и возможностей вариант ворот. Конечно, от выбора будет зависеть общая стоимость и объем работ, а также список необходимых материалов. Однако некоторые моменты для всех вариантов будут абсолютно одинаковыми, о чем мы расскажем ниже.
Необходимые инструменты и материалы для откатных ворот своими руками
Список подобран для ворот размером 3×2 м в самом простом варианте изготовления. Размеры автоматических ворот такие же, как и у неавтоматических. Поскольку мы рассматриваем самый простой вариант, то стоимость автоматики учитываться не будет. Стоимость материалов также не приводим, так как цены на них могут меняться.
Материалы
Для самостоятельного изготовления ворот вам понадобятся следующие стройматериалы:
- труба квадратного или прямоугольного сечения для каркаса и створок ворот (также потребуются трубы большего сечения для изготовления сердечников опорных столбов);
- профнастил для обшивки;
- швеллер шириной 100 мм (длина зависит от ширины проема ворот, в данном случае составляет 3 м);
- 4 отрезка арматуры сечением 16 мм и длиной 1 м каждый;
- цемент, песок, щебень для приготовления бетонного раствора;
- фурнитура;
- кирпичи для сооружения опорных столбов.
Инструменты
Для проведения монтажных работ обзаведитесь следующими инструментами:
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- молоток;
- лом;
- штыковая и подборная лопаты;
- рулетка;
- строительный уровень;
- бетономешалка или емкость для замешивания раствора вручную.
Фурнитура для откатных ворот
Если говорить в общих чертах, то фурнитура в данном случае это то, обеспечивает нормальную работу всей конструкции. К сожалению, большинство деталей из этого списка самостоятельно изготовить не получится. Их придется покупать. Но кое-что можно сделать и своими руками. Например, направляющие для откатных ворот. Итак, в стандартный набор входят следующие элементы:
- верхний и нижний улавливатели (нужны для того, чтобы во время закрывания створка занимала правильное положение);
- направляющая планка (стандартно поставляется длиной 6 м);
- резиновые торцевые заглушки для направляющей (для предотвращения попадания грязи и снега внутрь направляющей через торцы);
- накатной ролик (обеспечивает нормальное закрытие створки);
- верхние поддерживающие ролики;
- роликовые каретки (в комплекте 2 шт.). По ним скользит створка.
Ролики для откатных (раздвижных) ворот бывают металлическими или полимерными. В условиях наших широт целесообразнее устанавливать металлические, так как полимерные не выдерживают частых перепадов температур и имеют короткий срок службы.
При закупке материалов для изготовления створки следует учитывать их вес.
Порядок работ при сооружении откатных ворот
Следуйте нашей инструкции, чтобы не упустить ни одной важной детали.
Шаг 1. Чертеж
Первое, с чего начинают делать раздвижные ворота – это чертеж. Благодаря ему станет понятно, сколько материалов покупать и как будет выглядеть готовое изделие. В интернете нетрудно найти уже готовые чертежи. Можно взять их за основу, скорректировав под свои размеры. Чертеж отображает не только схему самого полотна, но также и его размещение в закрытом и открытом положении ворот. Здесь также стоит отметить все места соединения отдельных деталей конструкции.
Створка конструктивно состоит из двух частей: непосредственно полотна (прямоугольной формы) и противовеса в форме треугольника. Противовес, как и полотно, изготавливается из труб. Обе части створки неподвижно соединены между собой в одно целое.
Если планируется сделать откатные ворота с калиткой, то и этот элемент необходимо отобразить на чертеже, предусмотрев удобство во время открывания и закрывания.
Шаг 2. Подготовительные работы
Для того чтобы раздвижные ворота функционировали надежно и долго, подготовку нужно провести с особой тщательностью. На этом этапе предстоит сделать разметку на месте установки будущих ворот, убрать мусор, выровнять грунт, чтобы в дальнейшем избежать перекосов конструкции. Кроме того, нужно выкопать ямы под фундамент опорных столбов и траншею для основания под ворота (оно выполняется из швеллера).
Шаг 3. Заливка фундамента под опорные столбы
Для фундамента замешивается раствор из цемента, песка и щебня в соотношении 1:3:2 соответственно. Можно обойтись и без щебня. В фундамент вмуровываются и трубы, которые будут проходить внутри каждого столба. Необходимо устанавливать их строго вертикально, для чего потребуется строительный уровень или отвес. После заливки фундаменту нужно дать выстояться не менее 7 дней.
Шаг 4. Сооружение столбов
Для кирпичной кладки используется раствор из цемента и песка в соотношении 1:3 или 1:4. На этом этапе также следует использовать строительный уровень, чтобы и сам столб, и каждый отдельный кирпич были установлены ровно. Если строительство и монтаж откатных ворот ведется в то время, когда возможны заморозки, то нужно добавлять в раствор специальный пластификатор.
Шаг 5. Монтаж основания
Как уже говорилось, основание делается из швеллера шириной 100-200 мм и арматуры сечением 16 мм. Для начала арматура нарезается равными кусками и приваривается к швеллеру так, чтобы получилось подобие стола на четырех ножках. При этом ребра швеллера располагаются книзу.
Под основание необходимо вырыть траншею глубиной до 150 см и шириной около 40 см. На дно насыпается дренажная подушка из щебня высотой 15-20 см. После этого швеллер устанавливается на свое место вровень с землей и с использованием строительного уровня, чтобы получилось идеально ровно. В пустое пространство заливается бетонный раствор в качестве фундамента.
Такая мера является необходимостью, ведь вес створки может достигать 400-500 кг. Фундамент должен выстаиваться не менее 14 дней.
Шаг 6. Сборка створки
Этот этап потребует от вас навыков обращения со сварочным аппаратом и болгаркой. Поскольку общие очертания створки уже упоминались, то останется только порезать трубы на отрезки необходимой длины, исходя из того, каких размеров будут будущие откатные ворота. После этого заготовки свариваются между собой и получается периметр створки.
При выполнении работ с болгаркой и сварочным аппаратом особое внимание следует уделить безопасности труда. Использование защитных очков и рукавиц существенно снизит риск травмирования.
Сварочных работ можно избежать, если скреплять трубы болтами. Для этого потребуется вырезать еще металлические пластины наподобие шайб с отверстиями под болты. Пластины будут накладываться на концы соединяемых труб. Стоит заметить, что болтовое соединение менее надежное, чем сварка. К тому же, оно будет утяжелять конструкцию и увеличит общую стоимость за счет стоимости болтов и гаек.
Для придания створке ворот жесткости необходимо скрепить периферийные трубы внутренними ребрами жесткости. Роль последних будут выполнять отрезки труб меньшего диаметра. Таким образом, в конечном итоге каркас, на основе которого будут сделаны самодельные раздвижные ворота, должен напоминать решетку. После этого снизу к раме нужно приварить направляющий рельс из комплекта фурнитуры. А все сварные швы тщательно зашлифовать при помощи болгарки.
Теперь можно прикрепить обшивку к створке. Как уже говорилось, в качестве обшивки можно использовать профнастил. Но, кроме того, хорошим материалом является листовой поликарбонат. А если непрозрачность ворот неважна, то на каркас можно просто нашить сетку-рабицу.
Шаг 7. Установка
Своими руками это сделать вполне реально, но потребуются помощники в виду размеров и веса конструкции. Итак, для начала на один из опорных столбов крепятся уловители для створки ворот. На этом же столбике снизу крепится нижний концевой ролик. На другом столбике монтируется верхняя пластина с направляющими роликами.
Роликовые каретки устанавливаются на основании. Чем больше расстояние между ними, тем лучше. Кроме того, их необходимо устанавливать так, чтобы полотно ворот в будущем ходило ровно. Когда вся фурнитура будет смонтирована на своих местах, наступает время для установки самой створки.
Учитывая немалый вес створки, при ее монтаже будьте предельно внимательны и аккуратны!
Что еще нужно учесть
На этом процесс установки ворот может считаться оконченным. Если изначально планировалось, что открывание и закрывание будет выполнять автоматика для откатных ворот, то потребуется еще и привод. Его установка производится по прилагаемой к комплекту схеме. Впрочем, «народные умельцы» иногда изготавливают такой привод сами, используя электродвигатели достаточной мощности. Разумеется, для того чтобы он выполнял свои функции, к створке ворот нужно приварить зубчатую планку.
Всем, кто интересуется, как установить откатные ворота самостоятельно, необходимо все тщательно продумать, взвесить все «за» и «против», объективно оценить свои возможности и силы. Также нужно иметь в виду, что изготовить такие ворота из подручных средств не получится, поэтому придется выделить определенную сумму денег на закупку материалов и фурнитуры.
Мы подробно рассказали, как сделать раздвижные ворота самостоятельно, чтобы не переплачивать за их монтаж и установку чужим людям. Конечно, это потребует от вас особых навыков и сноровки, но если вы не привыкли останавливаться перед трудностями, вас ждут одобрение и гордость всех домочадцев. Смело принимайтесь за дело и делитесь с нами результатом.
Как правильно сварить откатные ворота из профтрубы
При недостатке места перед въездом оптимальным решением будет установка сварных откатных ворот. Им не требуется место для открытия створок, как у распашных, а зимой не придется махать лопатой, расчищая сугробы. При желании любой, кто дружит со сваркой, сделает откатные ворота своими руками.
Конструкция откатных ворот
Конструктивно откатные ворота подразделяются на консольные, подвесные, рельсовые типы. Самый простой в изготовлении последний вариант. В этой конструкции створка с закрепленными снизу роликами перемещается по рельсу, уложенному в землю. Из-за того, что приходится постоянно очищать рельс от снега, грязи, посторонних предметов они используются редко.
В подвесных конструкциях полотно с помощью роликов движется по балке, установленной вверху на опоры по бокам ворот. Система надежная и долговечная, не требующая постоянного ухода, но въезжающие автомобили ограничены по высоте. Однако разновидности со съемными балками решают эту проблему.
Несмотря на сложность изготовления и более высокую стоимость чаще всего выбирается конструкция сварных откатных ворот консольного типа. Их основой является балка с установленным полотном, которая сдвигается по роликам, размещенных сбоку от проема. Для установки со стороны открытия необходимо свободное место в 1,5 раза превышающее ширину створки.
Определяемся с размерами и проектируем чертеж
Чтобы правильно составить чертеж можно воспользоваться готовой схемой, взятой в интернете. Сначала нужно определиться с шириной проема, так как от этого зависят остальные размеры. При перпендикулярном въезде легковому автомобилю хватит 2,5 — 3 м. Грузовику или трактору потребуется не меньше 3,5 м. Если въезд возможен только под углом, ширина увеличивается в полтора раза. По условиям безопасности расстояние от наиболее выступающих элементов автомобиля до опорных столбов выбирается не менее 30 — 50 см. Оптимальной шириной проема, достаточной для удобного проезда всех видов транспорта, будет 4,5 м.
Ширина створки делается на 20 см больше размера проема, чтобы при закрытии по бокам не оставались щели. При установке нижний край створки приподнимается на 10 см от земли. Составляя чертежи, также необходимо учитывать толщину опорной балки, чтобы высота ворот была вровень с забором.
Чтобы створка при движении не проваливалась вниз, к ней приваривается откос, используемый как противовес. Его длину делают равной 0,5 ширины полотна. Всю нагрузку воспринимают опорные тележки, поэтому они крепятся к швеллеру, установленному на прочном бетонном фундаменте. Его также используют для монтажа электропривода дистанционного открытия ворот.
Выбираем материалы и фурнитуру
Фурнитуру трудно изготовить в домашних условиях, поэтому ее проще купить. Выбор комплектующих зависит от габаритов и массы ворот. Производители предлагают варианты, рассчитанные на определенные параметры:
- вес не больше 400 кг, шириной до 4 м;
- масса до 600 кг, размер не больше 6 м;
- вес более 600 кг, ширина свыше 6 м.
При самостоятельном монтаже откатных ворот придется приобрести:
- нижнюю направляющую балку;
- поддерживающую скобу, на ней устанавливаются резиновые ролики;
- пару опорных тележек с площадками под них;
- концевой ролик;
- нижний и верхний уловители;
- заглушки из пластика.
Обшить ворота можно профнастилом, листовым железом, вагонкой, поликарбонатом. Для ворот шириной 4 м также потребуется:
- профильные трубы 50×50 или 60×40 мм для сборки рамы;
- труба 40×20 для сборки каркаса под обшивку;
- 20-й швеллер длиной 2 м для монтажа роликовых тележек;
- отрезки листового железа для закладных на кирпичных или каменных опорах;
- арматурные прутья диаметром 10 — 12 мм для установки швеллера на фундаменте;
- при самостоятельном замешивании бетонного раствора нужно запастись щебнем, песком, цементом;
- краска и грунтовка по металлу.
Как сделать откатные ворота своими руками: поэтапная инструкция
Чтобы конструкция не получилась в виде пропеллера, сварку откатных ворот нужно производить на ровной площадке. Поскольку работу придется выполнять самому поэтапно, нужно на каждом шагу контролировать правильность изготовления и сборки элементов конструкции.
Устанавливаем столбы
Опоры делают из дерева, швеллера, профильных труб, кирпича, камня. Их устанавливают на глубину не меньше метра, но надежней обустроить общий фундамент. Для монтажа уловителей и поддерживающей скобы используется сварка, поэтому на каменных и кирпичных опорах устанавливаются закладные из листового металла. Под столбы выкапываются ямы размером не меньше 50×50 см. После установки проверяется вертикальность, заливается бетон.
Монтируем фундамент
Котлован под фундамент шириной 0,5 м и длиной на 30 см больше противовеса выкапывается рядом с забором. Дно траншеи должно быть ниже точки промерзания грунта. Далее:
- из арматуры нарезаются стержни длиной равной глубине котлована и по 20 см;
- длинные прутья привариваются к бокам швеллера с шагом 50 см;
- противостоящие стержни свариваются парами на расстоянии 0,7 — 0,8 м от швеллера;
- после установки сделанной конструкции в котлован швеллер выравнивается по горизонтали так, чтобы его верхняя полка была вровень с поверхностью проезда;
- устанавливается опалубка и дополнительная арматура по бокам;
- траншея заливается бетоном.
Свариваем створку ворот
Чтобы сварить ворота из профтрубы, нарезаются в соответствии с чертежом заготовки. Затем:
- К направляющей балке приваривается нижняя труба 50×50 мм, а к ней вертикальные стойки. Далее монтируется верхняя поперечина и противовес.
- Внутреннее пространство рамы заполняется элементами каркаса из трубы 40×20 для крепления обшивки. Чтобы не допустить перегрева и деформации сваривать их нужно в шахматном порядке.
- Сварочные швы зачищаются болгаркой, конструкция покрывается грунтовкой, окрашивается.
Устанавливаем ворота
Для удобства монтажа, между опорами, на расстоянии от них равном толщине створки, натягивается шнур. Высота над проездом 15 — 20 см. Он будет использоваться как осевая линия при установке опорных тележек.
Сборка производится в следующем порядке:
- Размечаются места под роликовые тележки на швеллере. Чтобы концевой ролик на направляющей не выступал в проезд, первую тележку ставят в 15 см от края проема. Задняя располагается на расстоянии равном длине рамы (с учетом противовеса) минус 10 см, отмеренном от принимающей опоры.
- После прихватки площадок на них ставятся роликовые тележки.
- Устанавливается створка, проверяется ее положение относительно столбов. Если все нормально, полотно и тележки снимаются.
- Обвариваются поддерживающие площадки.
- Устанавливаются тележки и створка, ворота закрываются.
- Уровнем проверяется горизонтальность. При необходимости, положение поправляется регулирующими болтами на площадках.
- Концевой ролик вставляется в торец направляющей, закрепляется болтами, прихватывается сваркой.
- На опору, стоящую рядом с тележками, приваривается поддерживающая скоба так, чтобы верхний край створки был внутри нее. Роликами выставляется положение створки по вертикали.
- На концевой ролик надевается нижний уловитель, ворота закрываются, намечается место на приемной опоре. Крепление делается на болтах, чтобы была возможность регулировки по высоте.
- В таком же порядке устанавливается верхний уловитель, но крепится сваркой.
- Завершается монтаж окончательной регулировкой роликов, уловителей, поддерживающей скобы. Торец направляющей закрывается заглушкой.
Обшиваем и красим ворота
Обшивка из листовых материалов крепится саморезами или заклепками. Под них, в элементах каркаса откатных ворот, просверливаются отверстия. При обшивке штакетником или вагонкой их нужно обработать перед покраской антисептиком. Кованые элементы используются самостоятельно или в сочетании с другими материалами.
Профнастил и поликарбонат заранее выбираются по цвету. Листовое железо и кованые детали предварительно обезжириваются и покрываются антикоррозийной грунтовкой. Окраска производится алкидной эмалью или акриловой краской в 2 — 3 слоя. Работа выполняется краскопультом, валиком либо кистью.
Что понадобится для автоматического открывания раздвижных ворот
Для оснащения откатных ворот системой автоматики, можно купить готовый комплект или приобрести составляющие по отдельности. Набор должен состоять из следующих элементов:
- зубчатой рейки;
- электропривода;
- сигнальной лампы;
- фотоэлементов;
- пульта ДУ;
- блока управления.
Для установки привода используется швеллер, на котором смонтированы опорные тележки. Монтаж выполняется в следующем порядке:
- Приложив зубчатую рейку к нижней трубе рамы и совместив ее с зубьями шестерни, определяется место размещения привода между тележками. Если нужно поднять его или установить рядом со швеллером к нему приваривается пластина из толстого металла.
- На подготовленное место приваривается основание привода, на него крепят само устройство.
- Открыв ворота и установив рейку, проверяется правильность ее положения. В любом крайнем положении должен остаться запас в 10 см. Затем ее приваривают.
- На рейке крепятся концевые выключатели и фотоэлементы.
- На левой опоре устанавливается сигнальная лампа.
Элементы соединяются кабелями в соответствии с инструкцией или схемой, проводится тестирование. Если вес ворот небольшой в качестве привода подойдет шуруповерт, а блок управления заменяется дешевой системой автомобильной сигнализации.
Полезные советы
Поскольку сделать раздвижные ворота своими руками непросто стоит прислушаться к рекомендациям профессионалов:
- Если нужно врезать в ворота калитку ее нужно монтировать ближе к фундаменту со швеллером, чтобы снизить нагрузку на ролики.
- Чтобы не ошибиться с определением ширины проема нужно предварительно в места установки столбов вбить колышки и попробовать проехать.
- Продавец может предложить тележки с пластиковыми роликами. Они издают меньше шума, чем металлические, но служат недолго. Поэтому предпочтение следует отдавать подшипникам качения из прочной стали.
- Если для сварных откатных ворот противовес сделать прямоугольным, его длину можно уменьшить до 1/3 ширины створки. Это актуально когда недостаточно места для открытия.
Самостоятельно сваренные откатные ворота обойдутся значительно дешевле, нежели заказанные в фирме производящей их. При этом качество выполнения работ зависит только от себя. В итоге получается надежная и удобная в эксплуатации конструкция, обеспечивающая комфортный проезд с помощью дистанционного управления.