Стили в промышленном дизайне
Стилевые тенденции в промышленном дизайне 2019-2021
Интервью BERLOGOS с Владимиром Самойловым из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov concept development (в прошлом – Designet Team).
– Владимир, мы с Вами общались в 2016 году, и Вы рассказывали про тенденции 2016-2018 годов. Поделитесь, что происходит в промышленном дизайне сейчас. Можете назвать современные стили и течения, которые оформились совсем недавно?
– В этом году стали соединять несоединимые ранее вещи. Например, цветной и белый металлы, полированный нерж и латунь с бронзой. При этом в одном изделии может быть несколько материалов.
Раньше считалось, что это стилистически не очень чистое решение, но то, как это стали делать сейчас, смотрится отлично.
В этом году начали сочетать искусственное и натуральное, подобно тому, как в 2012 году Заха Хадид соединила камень и акрил для проекта компании CITCO.
Патрисия Уркиола создала для компании BUDRI коллекцию Agua, в которой белый мрамор соединила с цветным акрилом. Оба материала вровень, без стыков, слились в одну кубическую форму, при этом мы видим неровный рельеф акрила и мрамора, похожий на рельеф земли. Строительная сетка подчёркивает разницу натурального и искусственного материала. Всё вместе смотрится очень круто.
Раньше не было принято таким образом склеивать натуральные и ненатуральные материалы. Нам кажется, что в рамках экспериментов этот тренд обязательно продолжится в следующем году в Милане.
Томас Алонсо для Сваровски
– Сможете ли Вы поделиться тенденциями будущего 2019-2021?
– Появилось течение, которое мы называем поэтический минимализм.
Классический минимализм, который все знают, был по ощущениям эстетско-пересушенный. В нём не было жизни, эмоций. Чистая функция, где убрано всё лишнее. В поэтическом минимализме вещи также сделаны минимальными средствами, но при этом они эмоциональны и образны. В Милане в этом году этого стиля было много.
Например, стеклянный стол с цветочным горшком в основании от Beriano Studio. Цветок тут добавляет эмоций, но при этом все формы функциональны: цветочный горшок поднимает столешницу над полом.
Или столики от студии Klemens Schillinger. Встроенные ниши здесь, с одной стороны,– утяжелители, с другой – играют роль полки для книг.
В этом году Erwan Bouroullec сделал для GLAS ITALIA (одна из лучших компаний, которая работает со стеклом) ширму. Это просто три листа стекла разной формы и модных цветовых оттенков желтого, розового и белого, слева висит зеркало. Вся фишка в том, как сделаны узлы, соединяющие элементы ширмы. Ширма выполняет свою функцию, она тяжёлая. Это безупречно функциональный объект, но он не холодный. Если бы это были просто белые листы из ровного стекла, это был бы просто минимализм. Здесь же – актуальные цвета, ребристая фактура, зеркало, узлы.
Тонко и изящно в прошлом году сделал светильники дизайнер Михаэль Анастасиадис для FLOS. Они большие, соединяются друг с другом по цепочке. Провода и многие технологические сложности скрыты, но при этом создаётся образное ощущение. Это декоративный свет, который ничего вокруг себя не освещает. Световая скульптура, вдохновлённая ювелирными украшениями. Арт-инсталляция. FLOS называют эти светильники «интерьерной ювелиркой».
На этом фото – подносы разных форм.
Латунное кольцо неправильной формы играет роль бортика подноса. Бортик – один из родовых признаков подноса, он функционально нужен, чтобы с него ничего не скатилось. Функция здесь обыграна разнообразием форм.
Поэтический минимализм может проявляться во многом. Это образ. Не материал.
– Пойдёт ли тренд поэтического минимализма в массы? Сможем ли мыувидеть такой стиль в магазинах IKEA в ближайшем будущем?
– Люди, которые ходят в IKEA, не настолько эстеты, чтобы такие вещи потреблять. Но мебель IKEA можно кастомизировать. И это новый тренд – на кастомизацию стандартной мебели под себя.
У людей есть желание собрать что-то самим, или по своей задумке и так, чтобы это выглядело качественно, не DIY. В России на этот запрос отвечают столярные мастерские «Сделай Вещь», «Дар Труда». Ты получаешь инструмент, но за эстетику, как правило, отвечаешь сам. Дизайнеры, которые могут разработать что-то почти икеевское,– это новая история, которая у нас только зарождается.
Atelier Rue Verte
В Европе уже давно популярны компании, которые занимаются кастомизацией мебели IKEA. Они производят панели, совместимые со стандартными кухнями IKEA, например, «Метод», «Бесто» и «Пакс», но «икеевских» отделок не делают. Например, с тем же цветным металлом на фасаде или с другим типом окраски, дизайнерской фурнитурой или ножками.
У нас подобная компания –COVERNOW.
–Наверное, это хорошая ниша для дизайнеров – подстраиваться и делать дополнения к вещам, которые производят большие магазины, вроде IKEA или Leroy Merlin?
– Да, но нужно выявить потребность рынка. Московско-питерского рынка может оказаться недостаточно для функционирования этой бизнес-модели.
– Расскажите про уходящие тренды. Что уже совсем не модно?
–Сейчас ничего больше не исчезает бесследно. Тренд пришёл, наследил, ушёл, но следы остались и продолжают жить. Так что всё живёт практически параллельно.
–И в неоне тоже можно делать вещи, и они будут кому-тоинтересны?
– Неоновые цвета можно брать как детали, элементы, умеренно. Если кто-то покрасит комод во флуоресцентный зелёный, это точно будет немодно.
Неон стилистически быстро всем надоел, потому что любой сверх яркий тренд утомляет людей. А в цветных металлах очень большой потенциал изменчивости. Это натуральный материал, к которому человек давно привык. Технология его производства известна уже тысячи лет. Сейчас есть мода на неоретро, на 70-е, где цветного металла очень много. Много факторов определяют, что тренд ещё поживёт.
Тренды сосуществуют и мутируют, но не уходят совсем. Вс ё гармонично находит свою нишу. К тренду на неоретро, на 70-е, пару лет назад добавился тренд на 80-е. Но и 70-е никуда не делись с их лампами с рожками и мебелью на тонких ножках. Вдруг возникла волна диско:добавились диско-интерьеры, диско-шары, диско-музыка, увеличился рост продаж виниловых пластинок.
Я два года делаю системные лекции по Миланской выставке iSaloni и в них отслеживаю тренд на цветной металл. Два года назад он был лишь в деталях. В прошлом году цветным металлом стали покрывать целые плоскости: шкафы из меди, полированные, шлифованные латунью. В этом году изменился характер отделки и способ его финиша.
De Castelli сделали цветной металл патинированным. Здесь смешались три тренда: градиент, патинирование и цветной металл.
Они создали эффект градиента, но металл остался гладким, комфортным, без деструктивных элементов и окисей. Изменился лишь характер поверхности.
Актуально и патинирование в самом крайнем своём проявлении, арт-патинирование, когда на поверхности металлов появляются подтёки. Но даже в этом случае металл на ощупь остаётся гладким.
– На каких изделиях сейчас делают градиентное патинирование?
– Шкафы, ширмы, напольная плитка, вставка в деревянные панели, отдельные предметы мебели, стулья, табуретки, шкафы пристенные, книжные шкафы. Крайне широко.
– Раз цветной металл так давно популярен, значит ли это, что этот тренд сходит на нет?
– Это ежегодная интрига для журналистов, которые летят в Милан. Они обсуждают и делают ставки, что будет с цветным металлом. От самых экстремальных, что он пропадёт, до самых фантастических, что с ним будет и как он изменится.
Мы заметили, что есть большой тренд на более эмоциональный дизайн и на богатую колористику.
В дизайне стало очень много цвета, этот цвет тотальный, очень плотный, насыщенный, и он везде. Как говорят сейчас: цветовые акценты уже невозможно делать цветом, их делают графикой.
Цветной металл вряд ли куда-то уйдёт и в следующем году, потому что в глобальном тренде на эмоции он играет очень большую составляющую. Он заменяет золото, которое многие люди себе позволить не могут. В силу лёгкости обработки и относительно недорогой стоимости, цветной металл закрывает текущие потребности и ещё будет их закрывать достаточно долго.
Карл Лагерфельд в интерьере стиля Мемфис, 80-е годы
Неомемфис – тоже мутирующий тренд. В чистом виде его уже больше нет. Лишь отдельные элементы напоминают о первичном стиле.
Неомемфис появился, когда пришла волна интереса к 80-м. Мемфис 80-х, как один из наиболее ярких и недооценённых стилей в свои годы, стал востребован самыми молодыми дизайнерами, потому что он очень яркий и вдохновляющий.
The Hatch, Faye Toogood
Как только мода на 80-е вернулась, много молодых ребят сделали проекты в стиле Мемфис. На следующий год он стал меняться, туда добавился брутализм. Сейчас в стилистику добавился ар-деко. В чистом виде, как в первые годы, стиля уже нет. Это небольшой стилевой тренд, который быстро меняется.
История та же, что и с флуоресцентным цветом. Сначала его было немного, потом слишком много, потом он исчез и остался только в шнурках и деталях.
Скамейка из коллекции Neo Laminati, Kelly Behun
Сочетание стилей неомемфис и ар-деко
– Расскажите про выставку iSaloni в Милане, ведь именно тамВы черпаете идеи для своих исследований?
– Половину того, что происходит в Милане в апреле, никто не видит. В городе происходит больше, чем на самой выставке. Это мебель, это потрясающие иммерсивные инсталляции, которые затрагивают чувства. Там погружаешься в поток трендов.
Перед поездкой я составляю подробный план, общаюсь с журналистами, собираю информацию. За месяц мне на почту приходят пресс-релизы, приглашения, анонсы.
Чтобы Милан эффективно использовать, нужно к нему заранее готовиться и быть на ногах с утра до поздней ночи.
–Расскажите о планах на будущее.
– Мы планируем и дальше проводить структурированные лекции по итогам Миланской выставки. Это не мои впечатления, а аналитика. Материалы, паттерны, фактуры, экология, цвета, технологии, стили, инсталляции – люди хотят знать это всё от первого лица.
Индустриальный стиль
Стиль в любой сфере человеческой жизни можно определить как сознательно отобранную совокупность приемов, призванную решать конкретную задачу и создавать определенный, желаемый эффект. Это категория, предполагающая рефлексию, умышленность, намеренность, поэтому тот феномен, который теперь принято именовать индустриальным, или промышленным, стилем в дизайне интерьеров, изначально сам по себе никаким стилем не являлся. Он — результат переосмысления данности, условий, которые позволили соприкоснуться людям, далеким от промышленного производства, с его реалиями.
Индустриальный стиль своим возникновением во многом обязан Великой депрессии, поразившей США в конце 20-х годов прошлого столетия и остановившей работу тысячи промышленных предприятий. Пустующие заводские и складские помещения, совершенно не предназначенные для постоянного там обитания, стали привлекательным местом для молодых художников, скульпторов и прочей богемы крайне низкой арендной платы и безграничных возможностей для художественной деятельности. Там, среди заброшенных станков, металлической арматуры, всевозможных труб и балок творческая молодежь получила возможность устраивать студии, творить прекрасное, а вместе с тем и жить, пусть и на нелегальных основаниях.
Опустевшие цеха заброшенных заводов стали привлекать художников, скульпторов, музыкантов и других представителей творческого андеграунда, быстро разглядевших колоссальный серого бетона, красного кирпича и холодного металла.
Так, например, в знаменитом районе Сохо богема жила незаконно вплоть до начала годов, когда местное правительство, в конце концов, официально разрешило зарегистрированным деятелям искусств жить среди своих же творений.
Сохо в целом сыграл значительную роль в существенном повышении статуса промзон и эстетизации атмосферы заводских помещений. В годы там сформировался уверенный творческий кластер, состоящий сплошь из модных уже тогда имен: Энди Уорхол, Чак Клоуз, Ричард Серра, и др., что не могло остаться без внимания людей, далеких от искусства, но остро чувствующих тенденции и реагирующих на все оригинальное. К годам того же века Сохо из некогда заброшенного и социально неблагополучного района превратился в один из самых дорогих и престижных, с бутиками люксовой одежды, фешенебельными ресторанами и более чем платежеспособными резидентами совершенно иной формации. Очевидно, что не обстоятельства заставляли их селиться на территории бывших цехов и складов, а исключительно альтернативная репутация района, особая атмосфера и эстетика заброшенного промышленного пространства.
В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, которое получило название «Фабрика» и стало одним из культовых мест паломничества творческой богемы и одним из самых ярких примеров применения индустриального стиля в оформлении интерьера рабочего и жилого пространства.
Удивительно, что и по сей день право на проживание в Сохо предоставляется только действующим художникам, вынуждая состоятельных, но далеких от изобразительных искусств персон искать изощренные способы получить одобрение со стороны Департамента культуры . В ход идут даже фальшивые портфолио, прикрепляемые потенциальными резидентами к заявке на получение статуса официального художника.
Америка не единственная точка на карте мира, где джентрификация проявила себя настолько ярко. В те же мода на лофты успешно преодолела расстояние в океан и обосновалась в Европе. Для России в целом и Москвы в частности освоение бывших промышленных довольно недавнее, но, по мнению экспертов, крайне перспективное и популярное. Забавно то, что приобретая новомодный, стоящий миллионы долларов лофт, можно в буквальном смысле оказаться человеком без определенного места жительства: прописаться в них нельзя по причине их нежилого статуса.
Лофт как определенный вид недвижимости впоследствии породил одноименный стиль в дизайне жилых помещений. Иногда его используют в качестве синонима к индустриальному стилю, хотя более корректно рассматривать его как локальный случай проявления последнего. помимо присущих индустриальной эстетике форм, фактур и материалов, лофт отличается огромным, почти всегда не разделенным на зоны стенами пространством и впечатляющей высотой потолка. Недаром лофт — единственный вид недвижимости, который может измеряться и продаваться не только квадратными, но и погонными метрами. Индустриальный же стиль вполне может быть реализован и в гораздо меньшем по размеру помещении с довольно классической планировкой, например, в стандартной квартире, где ванные комнаты и кухни — едва ли не лучшие помещения для его применения. Не меньшей популярностью промышленная эстетика пользуется в декорировании офисов и общественных пространств: библиотеки, коворкинги, учебные заведения, театры, как выясняется, отлично существуют и функционируют в ситуации строгой и лаконичной атмосфере индустриализма.
«Студия театрального искусства» на Таганке.
Индустриальный стиль специфичен с точки зрения используемых для его создания геометрических форм, артефактов, материалов и цветовой гаммы.
Как ясно следует из самого названия, в почете любые отсылки к заводской тематике. Отсюда строгие, четкие линии, категорическое избегание завитков и причудливо изгибающихся деталей. Необработанные потолочные балки, пилоны, опоры дают четкие горизонтали и вертикали. Если позволяет размер помещения — максимум открытого пространства и воздуха.
Чрезвычайно ценится всевозможная цеховая атрибутика, аутентичная или объекты, стилизованные под нее. Те элементы, выставление напоказ которых практически недопустимо при любом другом стилистическом решении интерьера, здесь играют главенствующую роль. Вентили, провода, розетки, вентиляционные решетки, трубы, крепления перестают быть неизбежными, но малопривлекательными деталями помещения. Собственно, эти элементы и подвергаются эстетизации, отрыву от изначально присвоенной им функции. Рабочий верстак может вполне удачно выступать в новой для него роли обеденного стола, а из водопроводной трубы, уходящей в стену получается отличная и явно не банальная книжная полка или рейл для развешивания одежды.
С осознанием прелести индустриальной эстетики и безграничности вариантов ее применения в оформительскую моду вошли такие, казалось бы, грубые и несовместимые с домашним уютом в классическом его представлении материалы, как бетон, кирпич, металл во всем его многообразии. Чугунные плиты, например, вполне могут послужить отличной альтернативой более традиционным видам напольного покрытия.
В индустриальном стиле ценится индивидуальная, сложная фактура используемых материалов, как каждого в отдельности, так и в их коммуникации друг с другом в едином пространстве. Нарочитая грубость, недоделанность, незавершенность, первозданность поверхностей призвана выводить удовольствие от обитания в подобном интерьере на другой, более высокий, уровень: помимо комфорта, который первичен, и визуального удовольствия от созерцания, индустриальный стиль немыслим без удовольствия тактильного.
Промышленная эстетика не приемлет злоупотребления цветом. Предпочтительны лаконичные, понятные цвета: белый, черный, серый. Но это совсем не означает того, что другие цвета оказываются под запретом и дизайн интерьера на выходе должен быть монохромным. Любой цвет может иметь место, но оттенки не должны быть слишком насыщенными, интенсивными. Яркие пятна вполне допустимы, но на уровне деталей.
Коварство и вместе с тем особенная притягательность индустриального стиля состоит в том, что он по сути своей брутален и строг — закономерный результат совокупности используемых форм, материалов и объектов. Именно поэтому так важно, чтобы интерьер не был слишком стерильным и выхолощенным. Наиболее эффективно промышленная эстетика работает в тандеме с элементами других, более «мягких» стилей. Контрастные по фактуре и энергетике материалы способны понизить градус агрессивности промышленных материалов и сделать жилище комфортным и ничуть не менее уютным, чем в случае другого дизайнерского решения.
Освещение в индустриальном стиле.
Ни один интерьер не может считаться завершенным без правильно подобранного освещения. Несмотря на то, что промышленный стиль приветствует идею свободных пространств с максимумом естественного света, в условиях современной жизни искусственный свет неизбежен. Помимо своей первоначальной функции он призван задавать определенное настроение, будь то квартира или общественное пространство.
Осветительные приборы, выдержанные в индустриальной эстетике, — остроумный способ привнести в любой интерьер легкие штрихи фабричной атмосферы. Причем это могут быть как аутентичные светильники, так и их современные аналоги, стилизованные под промышленные артефакты.
Требования к ним предъявляются ровно те же, что и к остальным элементам, формирующим индустриальный стиль: функциональность, прочность, в некоторых и гибкость. Среди основных материалов, используемых в светильниках, — стекло, металл во всем изобилии их разновидностей и фактур, иногда дерево. В изготовлении плафонов удачно применяется и смотрится как обычное, так и толстое прессованное стекло, лакированный металл, натуральная патина или ее искусственная имитация. Основанием для светильника помимо стандартных штативов, крепежей, подвесных цепей может послужить практически любой предмет, ассоциирующийся с промышленностью и фабричными механизмами. Здесь количество опций ограничивается лишь фантазией дизайнера и смелостью обитателя интерьера.
Мода на подвесные светильники и популяризация их использования восходит к тем же историческим событиям 60х и 70х, когда творческая молодежь стала активно заселять нефункционирующие заводы и склады. В замене имевшихся там подвесных светильников не было необходимости, они прекрасно справлялись с задачей освещения больших площадей.
Часто используются в оформлении ресторанов, баров, но идеальны и в жилых помещениях, особенно в условиях кухни. Прекрасно освещают и обеденную, и рабочую зоны, привносят винтажные нотки.
Настольные и напольные светильники в индустриальном стиле — размышление на тему технических ламп, некогда освещавших фрезерные или швейные станки в мастерских. Со своей задачей обеспечения света там, где он более всего необходим, справляются и в атмосфере жилища. Штативы из несколько секций, соединенных шарнирами и другими видами креплений, обеспечивает гибкость и возможность менять направление светового потока в зависимости от ситуации:
Мебель в индустриальном стиле.
Все многообразие мебели в индустриальном стиле можно условно разделить на три большие категории: абсолютный винтаж, современные реплики и предметы, в создании которых использовались элементы аутентичных промышленных артефактов.
Оригинальная винтажная мебель, ранее использовавшаяся на фабриках и в мастерских, отличалась функциональностью, минималистичным и эргономичным дизайном и мобильностью. Основной ее задачей было обеспечение комфортного выполнения рабочих обязанностей, но никак не призыв к отдыху. Именно поэтому аутентичных диванов и кроватей, выдержанных в индустриальном стиле, возникнуть не могло. Хотя бы потому, что по самой своей сути эти предметы мебели существуют для отдыха и праздности, что идет вразрез с предназначением промышленных объектов.
Зато из всевозможных рабочих тележек, многоуровневых стеллажей, строгих картотечных шкафов легко получаются удобные, внешне не банальные кофейные и журнальные столики, книжные шкафы, комоды со множеством отсеков.
Классическим сочетанием материалов для изготовления столов и стульев в индустриальном стиле является тандем дерева и металлов, в идеале — состаренных или производящих такое впечатление. Хотя и металл, и дерево самодостаточны, и могут быть использованы автономно друг от друга.
При желании, наличии времени и интересу к винтажу, подобные предметы можно поискать на блошиных рынках. Однако современная мебельная индустрия предлагает очень точно стилизованные под старину вещи, учитывающие недостатки, но сохраняющие эстетику аутентичных.
Стили в промышленном дизайне
Войти
Индустриальный дизайн
Индустриальный стиль чаще всего используют в отделке лофтов и других помещений, которые когда-то были фабриками или заводами. Но в нем можно оформить и обычную квартиру, причем без особых затрат. Достаточно создать иллюзию необработанных грубых поверхностей и промышленного прошлого. Индустриальный стиль (от англ. industrial — промышленный) — стиль в архитектуре и искусстве, продолжающий традиции конструктивизма. В отличие от родственного стиля хай-тек, который также брал за основу идеи конструктивизма, индустриальный стиль не стремится сгладить острые углы а, а наоборот их подчеркивает. Шершавость поверхностей и грубость фактуры нарочито выставляются напоказ.
Эстетика индустриального стиля предполагает наличие красоты в таких, например, предметах, как розетки и огнетушители. При этом производственная атрибутика органично сочетается с дорогой мебелью, полированным паркетом, люстрами из хрусталя. Во всем этом обнаруживается сходство со стилем техно, от которого индастриал отличается большей примитивностью и простотой.
2
Для оформления интерьеров в индустриальном стиле используются грубые искусственные материалы: стекло, бетон, кирпичная кладка. Тяжелые, мощные и прочные металлические конструкции — неотъемлемая часть обстановки. Колонны из арматуры, лестницы с железным каркасом на цепях, хромированные блестящие поверхности — все это приметы стиля индастриал. В качестве элементов декора в индустриальном стиле используются предметы необычных форм, созданные с помощью инновационных технологий. Это различные гаджеты и гизмо, а также сюрреалистические статуэтки или скульптурные композиции с фантастическими сюжетами.
3
В выборе осветительных приборов особых предпочтений нет. Главное правило — не допускать избытка декора. Лампы, люстры, светильники и фонари должны создавать атмосферу заводского цеха, не отвлекая внимание на себя, а лишь подчеркивая освещаемые предметы. Цветовое решение интерьера обычно выдерживается в темных приглушенных тонах: черных, серых, синих, коричневых. При этом в помещении обязательно должны присутствовать яркие акценты в виде аксессуаров. (по материалам dantedesign.ru)
4
Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется также наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», диковатым, нежилым, но всё же очень часто он применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Данный стиль — это своеобразная игра в промышленность, подчеркнутое пренебрежение к «бытовухе». (по материалам www.art4dom.ru)
5
Оставьте кирпичные или бетонные стены нетронутыми и подберите подходящие аксессуары. Необработанные потолочные балки и опоры великолепно впишутся в индустриальный интерьер. Позаботьтесь о фабричной символике, чтобы добиться нужного эффекта.
Нарочитая грубость и незавершенность – то, что нам нужно.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Стили в графическом дизайне
Основа классического стиля это лаконичность, чёткость и стройность.. Используются по большей части типологические черты образа. Классика это строгие рамки из золота и серебра, богатые декоративные элементы. Колористика в рамках классического стиля предполагает использование насыщенных оттенков и контрастных сочетаний: густо-коричневый, малиновый.
Классический стиль следует лучшим традициям античной архитектуры и итальянского Высокого Возрождения. Классический стиль в графическом дизайне как правило выбирают государственные структуры, крупные банки и некоторые художественные учреждения.
Минимализм.
Простота и лаконичность это основа минимализма. Этот стиль зародился в искусстве в 1960-х годах в Америке и был на тот момент противопоставлен экспрессионизму. Минимализм это освобождение композиции от всех незначительных, второстепенных деталей и акцент на самом главном.
Освобождаемое при этом пространство работает как линза высвечивая всё самое важное. Колористика минимализма скупа как впрочем и образы. Чаще всего используют 2-3 цвета.
Поп-арт.
Поп-арт (сокращение от popular art – популярное искусство) – направление в изобразительном искусстве возникшее в 1950-1960 годах. Основоположник этого графического стиля Энди Уорхол заставил нас запомнить наиболее яркие образы поп-арта: Эрнесто Че Гевара, Мерилин Монро. Характерные черты поп-арта это:
- яркие цвета
- выразительные, мягкие силуэты
- неожиданные и динамичные композиционные решения
- используется техника коллажа и осознанная китчевость
- неотъемлемая черта поп-арта это использование ярких образов звёзд политики, шоу-бизнеса и кино.
Поп-арт ориентирован на молодёжь отсюда берётся его несерьёзность и пропагандируемое потребительское отношение.
Винтаж.
Винтаж это направление которое было популярно в 50-х годах 20-го века. Само слова “Винтаж” подразумевает под собой определённый предмет, типичную вещь своего времени, несущую особые стилевые тенденции. Винтаж добавляет атмосферу ностальгии и заставляет нас обратиться к прошлому. Типичный приём данного стиля это “состаривание” фотографий и образов.
Что касается колористики то это либо серые монохромные композиции, либо мягкие разбелённые цвета словно выцветшие со временем. Часто используются специфические ретро-шрифты. Винтажный графический стиль несёт в себе ценность прошлого через настоящее.
Типографика.
Использование текста как основного элемента в композиции – вот отличительные черты типографики как стиля в графическом дизайне. Использование шрифтовых гарнитур для создания форм и образов усиливает смысловую нагрузку и глубину визуального сообщения.
На данный момент это один из самых действенных инструментов воздействия в рекламе. Верстая буклет, плакат или вывеску мы работаем с различными гарнитурами и шрифтами, и то как мы это делаем имеет первостепенное значение. Размещая текстовую информацию как основной элемент нам приходится пристальнее посмотреть на целесообразность использования тех или иных гарнитур и особенности восприятия шрифтов.
Ампир.
(от фр. empire style — «имперский стиль») Ампир возник во Франции во второй половине XIII века, завершая своим началом последний этап классицизма. Этот имперский стиль характеризуется величием, мощностью, монументальностью.
Ампир это богатое декорирование с содержанием элементов военной символики. Художественные формы заимствованы прежде всего у культуры древнего Рима, Греции и Египта. Ампир был призван чтобы подчёркивать идею могущества власти и государства, наличие сильной армии. Отсюда и соответствующий декор – это лавровые венки, щиты, доспехи, орлы и т.д. Этот графический стиль чаще всего используется производителями алкогольной продукции подчёркивая мужественность и солидность марки.
Модерн.
Модерн или арт-нуво (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, «новое искусство»), художественное направление в искусстве, которое получило широкое распространение в конце XIX, начале XX века. Основные отличительные особенности это уход от прямых линий и углов, в пользу более естественных форм.
Противопоставляется классике и ампиру. Художественные особенности стиля это асимметрия, нестандартность пропорций, растительный орнамент. Колористика модерна это сдержанные пастельные тона. Часто используется для привлечения женской аудитории.
Ар-деко
Ар-деко (арт-деко) (фр. art déco – «декоративное искусство»). Течение в изобразительном искусстве первой половины XX века, зародившееся во Франции в 1920-х годах. Ар-деко это след в архитектуре, живописи, моде. Эклектичный стиль сочетающий в себе модерн и неоклассицизм. Произошёл от авангардизма.
Отличительные черты стиля это смелые геометрические формы, строгая закономерность, щедрые орнаменты и этнические геометрические узоры, богатство цветов. Стилю свойственна экзотичность выражаемая при помощи элементов культуры разных стран и народов.
Гранж
(англ. Grunge – грязь, мерзость) – стиль возникший в музыке в середине 1980-х годов как поджанр альтернативного рока. Этот стиль быстро перекинулся из музыки во все остальные сферы творческой деятельности. Гранж перерос в новую молодёжную субкультуру, став противоположностью гламуру и «глянцевости».
Сейчас мы можем наблюдать гранж в дизайне одежды, в веб дизайне, графическом дизайне и т.д. Гранж характеризуется нарочитой небрежностью и отказом от театральности. Основные отличительные черты стиля гранж это небрежные мазки, грязь, кляксы, потёртости, помятости, грубые обшарпанные фактуры и прочая неряшливость. Цветовая гамма приглушённая, спокойная: чёрный, коричневый, бежевый и серый цвета.
Швейцарский стиль.
Швейцарский международный стиль (1945-1985) назван так по месту его зарождения. Это одно из главных направлений модернистского течения периода второй половины ХIХ века. Основой визуальной коммуникации швейцарского стиля послужили простые геометрические и абстрактные формы. Дизайн становиться научно обоснованным, с чёткой структурой и порядком.
Благодаря использованию модульной сетки структура дизайна легко усваивается и считывается потребителями, что делает этот стиль популярным и сейчас. Отличительные черты – это отказ от национальных особенностей и декора, что и делает этот стиль интернациональным.
Психоделика.
Психоделик (psyche – душа, delicious – расширять). Название возникло от психоделических наркотиков популярных в то время среди молодёжи (1960-1975гг). Этот стиль старательно пытается передать нам настроение и ощущения после употребления наркотических средств.
Отсюда яркие, кричащие цвета, неразборчивость и хаос в дизайн-макетах. Плавные линии заимствованы у арт-нуво, но добавлены контрастные формы и цвета, неразборчивые и кривые шрифты. Психоделический дизайн чаще не притягивает, а отталкивает. Китч.
Американский китч или “искусство 50-х” как его ещё называют был популярен в соединённых штатах в 1940-1960гг. Для американского китча характерна чрезмерная эмоциональность, как правило это вульгарность, сентиментальность, претенциозность. С немецкого языка китч переводится как “дурной тон”.
Произведения в стиле китч выполнены на высоком профессиональном уровне иногда чересчур драматичны и экспрессивны, но не несут в себе истинной культурной ценности подобно настоящим произведениям искусства. Шрифты этого стиля незамысловаты, иногда рукописны, они акцентируют наше внимание на захватывающем сюжете и эмоциональных персонажах. Цифровой стиль (Digital).
Цифровой стиль (1985 – настоящее время). Компьютер позволяет современным дизайнерам гораздо больше, чем когда-либо ещё. В современном дизайне мы можем увидеть графику из вебдизайна (web 2.0) и компьютерных игр, несуществующие 3D формы и перспективы.
Цифровой стиль сложно классифицировать по каким бы то ни было критериям, основная особенность это использование компьютера как основного инструмента, без которого создание композиции стало бы невозможным, либо труднодоступным. Викторианский стиль.
Викторианский стиль (Victorian age) зародился в Англии в 1840-1900гг на фоне бурного промышленного роста тех лет. Правление королевы Виктории оказало сильное прямое влияние на изобразительное искусство той эпохи. Главенствующими оказались такие мотивы как: ностальгия, романтизм, сентиментальность и детализированная красота.
Для викторианского стиля свойственна насыщенность деталями и утончённость. Объекты размещённые на плакатах викторианской эпохи имеют овальные либо искривлённые формы, шрифты с засечками, правильное симметричное расположение на холсте, обрамления. Высокая информационная насыщенность дизайн-макетов является визитной карточкой той эпохи. Хипстер (Hypster style).
Хипстеры (инди-киды) появились в 40-х годах ХХ-го века Соединённых штатах Америки. Понятие возникло от английского выражения “tobehip” – “быть в теме”. Отсюда возникло родственное “хиппи”. На данный момент это актуальная молодёжная субкультура, которую объединяет одежда, аксессуары, потребительский образ жизни, желание быть в тренде. Стилю свойственны тренды графического дизайна. Как однотонные контрастные иллюстрации с отсылкой в винтажный стиль, так и яркие, контрастные аляпистые цветовые сочетания. Подобная цветовая контрастность перекладывается и на шрифтовую составляющую этого направления.
В одном знаке в “стиле хипстер” могут использоваться от 3 до 5 различных гарнитур, от рукописных до акцидентных. Активно используются фотографии, как правило они служат “подложкой” для оригинальных шрифтовых решений. Логотипы в стиле “хипстер” однотонны и насыщенны ленточками, линиями, крестиками и прочими несложными элементами.
Инфографика.
Инфографика представляет информацию с помощью графики. Этот способ донесения информации зародился во второй половине XX века, но стал особеннно популярен в последние годы из-за чего я решил выделить его в этой статье.
Инфографику возможно пока нельзя выделить в отдельный стиль, но не узнать её трудно. Это всегда графики, цифры и сухие факты. Инфографика способна доносить максимальное количество информации в минимальные сроки, что делает её крайне эффективной.