Стиль русская усадьба в интерьере
Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации
Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.
Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.
С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912
С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916
С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е
Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.
Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники, дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.
Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.
Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:
- Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
- Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.
Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду. ».
Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.
На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.
Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.
На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».
Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.
На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».
Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:
- Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
- Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
- Межкомнатные двери и плинтус белые.
- Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
- Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.
Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.
Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм, пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.
Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.
Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.
Итак, ваш стиль. дореволюционный русский
Как воспроизвести антураж дворянской усадьбы в современном интерьере
С чего начать
Скромность, уважение к истории и правильный выбор места — главные ключевые факторы успешной русской усадьбы.
Чтобы воспроизвести дворянскую атмосферу, большое внимание следует уделять архитектуре. Если речь идет о загородном доме, ни к чему возводить дворец с готическими башенками — достаточно будет скромной двухэтажной постройки (вспомните старые писательские дачи в Переделкине). Непременно позаботьтесь о просторной светлой веранде, да и мезонин, надстройка над центральной частью дома, будет уместен.
К усадебным российским интерьерам как нельзя лучше подходят определения «домашний», «семейный». Дом полон реликвий, доставшихся по наследству, и приятных безделушек, важных исключительно для вашей семьи. В советское время с легким пренебрежением в голосе их называли мещанскими. Сегодня по ним испытывают легкую ностальгию. И сознательно, при помощи декора, пытаются воспроизвести соответствующую времени эмоцию.
Декораторские приемы
Уют, комфорт, размеренный образ жизни — такова философия дворянского стиля. За столько лет она нисколько не изменилась и актуальна даже в современных интерьерах.
Прежде всего, не обойтись без правильной планировки (идеальный вариант — дом постройки начала века), натуральных материалов, винтажных вещей и определенной ауры — ее сложно создать искусственно, но стены, хранящие память о былом, станут залогом этой атмосферы.
После на них появляются обои или даже ткани. На полу — наборный паркет, натертый воском до зеркального блеска. Аксессуарами и украшениями станут картины, витражи, лампы с мягкими текстильными абажурами.
А еще можно отправиться на блошиный рынок или покопаться в бабушкином сундуке, поскольку отправная точка этого стиля — вещи, передающиеся из поколения в поколение.
Чтобы добиться аутентичности, найденные на чердаке вещи — заколку, чайную ложку, портсигар или хрустальный графин — даже не придется специально состаривать.
Кстати, ткани в выбранной стилистике будут уместны и на стенах. Раньше текстильным полотном зачастую закрывали бревенчатые или дощатые стены в усадьбах.
Вы смело можете заменить их обоями с цветочным рисунком, имитирующими набивные ткани. И помните, что флористические орнаменты — одна из характерных черт русской усадьбы и дворянского интерьера (в этом чувствуется близость к классическому английскому интерьеру). Рисунок обоев может повторяться на шторах и скатертях — подобный декораторский ход создаст так называемый «эффект шкатулки».
Настоящая печь
Для большего эффекта настоятельно рекомендуем декорировать печь изразцами (покрытыми многоцветными слоями глазури, керамическими плитками, нередко с изображением пасторальных сценок). Они не только добавят объекту красоты, но и помогут дольше удерживать тепло. Между прочим, изразцовое искусство появилось на Руси еще в X веке; сегодня оно находится в некотором упадке, однако найти достойные гончарные мастерские и оригинальные образцы можно.
Печь в городской квартире с успехом заменит камин. Причем электрический, в этом случае, не самый лучший выбор. Если нет возможности (или разрешения от коммунальных служб) сделать полноценный дымоход, отдайте предпочтение фальш-камину, живой огонь в котором заменят большие белые свечи. Они же помогут создать правильное настроение.
Окна и пасторальные виды
Совершенно точно придется забыть про пластик — чтобы подчеркнуть аутентичную атмосферу, следует выбирать деревянные рамы.
При декорировании окна следует учитывать не только габариты помещения и геометрию самого проема, но и вид, открывающийся на улицу. Стиль дворянской усадьбы располагает к естественности, к природе: свежей зелени, благоуханию сирени, аромату свежих яблок. Поэтому, если ваше окно выходит на рощу или слегка заброшенный сад (где бы вы ни жили — в шумном городе или тихой деревушке), можно и вовсе не закрывать его шторами. Или же отдать предпочтение классическим портьерам с ажурным тюлем, украсив их мягким струящимся ламбрекеном.
Не пытайтесь превратить ваш милый и уютный садик в регулярный французский, с фигурно-стриженными газонами, или, вырубив старые деревья и кусты, наполнить его альпийскими горками. Вся прелесть и романтика «дворянского» садика как раз заключаются в том, что он выглядит немного заброшенным. Пусть даже это достигается искусственно умелыми руками ландшафтных дизайнеров.
Дворянская усадьба — это дом с родословной, наполненный бережно хранимыми, дорогими сердцу предметами, которые стоит выставлять на показ и которыми хочется гордиться. Это дом, где собирается большая и дружная семья, члены которой, возможно, немного консервативны, но почитают традиции и живут в любви и согласии друг с другом.
Если проникнуться этим духом, можно свить свое — настоящее дворянское гнездо.
ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Что, на ваш взгляд, является отличительными особенностями российского дореволюционного интерьера? Какие приемы помогут повторить его в новом доме или квартире?
Стиль русской усадьбы: современные трактовки
текст: Ольга Синявская фото: Александр Шевцов, Сергей Ананьев, Евгений Кулибаба
— С емейные традиции, вкусы и привычки хозяев дома определяют внутреннее убранство родового гнезда, поэтому «русская усадьба» — скорее культурное явление, а не просто стилевое направление в интерьере. С точки зрения архитектуры и ландшафта это просторный барский дом из кирпича или бруса, с прилегающими к нему хозяйственными постройками (бани и конюшни), парадным въездом, непременно большим крыльцом. В саду с тисовыми и каштановыми аллеями, цветущими яблонями и сиренью обязательно предусмотрено множество дорожек для неспешных прогулок и удобные скамейки, на которых можно отдыхать с томиком классика, наслаждаясь пением птиц.
В интерьерах усадеб в русском стиле освещению отводится очень важная роль. В этом доме на Яузе в Красногорске по проекту архитектурной мастерской «Акант» теплую атмосферу создают разные источники освещения. Например, массивный текстильный абажур над столом — наследие дачных интерьеров провинциального дворянства XIX века. www.akant-yauza.ru
Дух семьи и музицирование
Классические усадьбы XIX века возводились с анфиладной планировкой — несколько смежных комнат с дверными проемами на одной оси. Это помогало сделать пространство воздушнее и просторнее, при этом способствовало объединению домочадцев — все друг у друга на виду, постоянно общаются и чувствуют себя семьей. Именно дух семьи в таком родовом поместье определял интерьер. Самыми важными в доме считались помещения, где собиралась вся родня: гостиная, столовая. Их оформление во многом зависело от того, как домочадцы предпочитали проводить досуг. Когда-то, конечно, главное место в гостиной занимал рояль, многие люди из дворянского сословия владели инструментом, музицирование было в моде. Если хозяева часто встречались с гостями за настольными играми или устраивали пышные обеды, на первый план выходили большой добротный стол и мягкий уютный диван. Сейчас центром может стать телевизор или домашний кинотеатр (если семья любит отдыхать за просмотром фильмов), и их присутствие совершенно не спорит со стилизацией старинной усадьбы. Главное, чтобы владельцам дома было комфортно, это должен быть их идеальный мир.
Дом из бруса на Волге в Ульяновской области, оформленный дизайнером Ириной Лаврентьевой, служит хозяевам загородной дачей. Семья из 12 человек живет в городе, а сюда приезжает отдыхать.
В распоряжении владельцев, помимо большой гостиной и просторной веранды, три хозяйские и две гостевые спальни — как это принято в классической усадьбе, у каждого члена семьи должна быть своя личная комната.
Кабинет и библиотека
Несмотря на объединенные общие парадные пространства, в поместьях царских времен было принято каждому члену семьи выделять отдельную личную территорию, свою спальню. Также каждому ребенку полагалась детская комната. Эту особенность важно сохранить, тем более если дизайнер или архитектор работает над восстановлением либо реконструкцией настоящей старинной усадьбы.
В России XIX века в особом почете были английские обычаи, которые породили традицию обустраивать в доме кабинет для хозяина, библиотеку и охотничью комнату, где хранилась экипировка и развешивались трофеи. Охота с течением времени утратила флер «элитного» развлечения, необходимость в специальных помещениях пропала, а вот кабинет и библиотека остались непременными атрибутами больших родовых имений.
Кухни в прежние времена выполняли исключительно хозяйственную функцию, их было принято прятать. В современных пространствах кухня давно стала частью интерьера и не сдает своих позиций даже в домах, стилизованных под жилище провинциального дворянства тех лет. А вот бытовая техника все-таки скрывается за деревянными фасадами, хоть и подбирается красивая и функциональная. Вид стальных ручек и таймеров не должен нарушать духа семейного уюта. Поддержать атмосферу можно, установив на кухне классическую изразцовую печь.
Дом в Калининграде, который оформила дизайнер Дарья Харитонова, полон света, красок, цветов, милых вещиц и антикварных предметов. Текстиль с цветочным принтом и камин, облицованный изразцами, поддерживают атмосферу загородной усадьбы.
Сундуки и табакерки
По классическим канонам интерьеры усадеб выдержаны в достаточно спокойных, светлых тонах, без ярких контрастов. В отделке, декоре и при изготовлении мебели используются натуральные материалы природных оттенков, преимущественно дерево. На полу — паркет, особенно хорошо, если это будет восстановленное старое покрытие. Мебель в таком интерьере скорее классическая, но легкая, не вычурная. Имеет место обращение к стилю ретро, могут появиться и винтажные предметы. Например, заботливо отреставрированный бабушкин буфет, старинный сундук, зеркала, фамильные ценности в роли декора. Общий образ завершают мелкие детали: подсвечники, курительные трубки, табакерки, которые могут украшать камин, стеллаж, журнальный столик. Текстиль подбирается по сезону: весной и летом легкий, с цветочным принтом, осенью и зимой — более плотные и тяжелые, приглушенных темных тонов портьеры, покрывала и скатерти.
Немало внимания уделяется зональному освещению, всегда много торшеров, бра, но при этом обязателен «парадный» свет, большая люстра. Хозяевам такого интерьера обычно свойственно трепетное отношение к искусству, семейная коллекция картин открыто демонстрируется — как показатель статуса, вкуса, интеллектуального уровня владельцев дома.
С легкой руки дизайнера Татьяны Ивановой и хозяев в бревенчатом загородном доме в Подмосковье нашлось место винтажной мебели, самодельным вещицам и нарочито пестрому декору. Внутри царит подчеркнуто небрежная атмосфера, которая как нельзя лучше соответствует образу уютной дачи.
Идеал в Михайловском
Точный образец классического стиля родовых поместий — усадьбы-музеи в Михайловском, родовые имения пушкинской семьи и их друзей. Сейчас пространства семейных домов стремятся к эклектике, как и любые современные интерьеры. Человек, который хочет жить в усадьбе, скорее всего, не урбанист, но и приверженность к такому стилю не означает, что хозяин будет готовить варенье в саду и сушить грибы на кухне. Поэтому элементы, несвойственные классике, все чаще «разбавляют» интерьеры семейных гнезд. Например, вместо обоев в мелкий цветочек или полоску — крупный и яркий принт, а вместо классического кабинета — комната, оформленная в морской тематике.
Блюдо императорское. Цена: 1300 руб. Гжельский фарфоровый завод.
Комод Borneo из массива тика. Цена: 71 800 руб. Teak house
Кресло Manor. Цена: 54 600 руб. cosmorelax
Французский подсвечник из бронзы XIX века. Цена: 1 098 000 руб.
Интерьер в русском стиле
Очень личная интерпретация стиля русской усадьбы от знаменитого декоратора Кирилла Истомина
Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.
Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села.
Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.
«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.
Здесь нет ценных вещей, все они просто свидетели эпохи, ровесники ушедшего старого мира, но именно это делает интерьер живым и очень личным. Разве что французский гобелен XVIII века в гостиной по-настоящему редкий».
С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.
Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.
«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».
Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.
Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.
Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.
Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.
Банально звучит, но когда работы декоратора не видно — это хорошая работа! И, несмотря на это, для меня дом получился очень личным. Здесь словно ничего не менялось, замерло в счастливом неведении на рубеже XIX–XX веков. »
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)