Стиль мемфис в дизайне
«Мемфис» в веб-дизайне: как «яркий» тренд из 80-х возвращается в 2016 году
Дизайн-студия AIC написала для vc.ru колонку о «Мемфисе» — стиле 80-х, который собрал в себя яркие цвета, примечательные формы и хаотичность. Авторы рассказали о том, как тренд, вернувшийся в 2016 году, повлиял на веб-дизайн.
История появления и основные черты
Декабрь 1980 года, Милан. Итальянский архитектор Этторе Соттсасс создаёт новое направление в дизайне и называет его «Мемфис» — в память о песне Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again».
Мемфис зародился в Италии, но все же далек от классики и изящества. В его основе — смелость поп-арта, геометрия арт-деко и противоречивость стиля китч. Для «Мемфиса» характерны смелые цвета и смешение узоров, как на этом плакате:
В «Мемфисе» можно всё: использовать первичные цвета (цвета, которые не создаются путем смешивания), играть с композицией и смешивать текстуры. Такая свобода действий настолько вдохновляет новое поколение дизайнеров, что Wall Street Journal объявил о всплеске «нео-мемфиса» — новой волны этого экстравагантного стиля.
«Мемфис» в дизайне интерьеров
Взрывы цвета в сочетании со смелой графикой — главные детали безудержного декора в стиле «Мемфис». Примеры:
«Мемфис» в мире моды
Модные кутюрье тоже следят за трендами. Вот такие модели одежды можно найти в коллекции Christian Dior:
Ещё примеры fashion-дизайна:
«Мемфис» в графическом дизайне
Концепция журнала Oh Hey от австралийского иллюстратора и дизайнера Shanti Sparrow:
«Мемфис» в веб-дизайне
В России сайтов в стиле «Мемфис» немного. Точнее их нет совсем — всё на уровне концепций. Например, вот такую разработали в Ростове-на-Дону для студии красоты Smol:
Для дизайна в стиле «Мемфис» не обязательно задействовать сайт целиком, можно сделать акцент на отдельных элементах интерфейса или иконках:
Как применить «Мемфис» в своём проекте
- Типографика. Шрифты должны дополнять общий геометрический рисунок. В начертании нужно сочетать плавные изгибы и острые углы:
«Мемфис» — это вызов. Яркие цвета, геометрические фигуры и нестандартные шрифты ломают привычные концепции. Если вам нужно привлечь внимание, вы знаете, как это сделать.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Стиль «Мемфис»
Анархичный стиль, преследовал цели свободного самовыражения.
На фото: модель Faituttotu от фабрики Serralunga, дизайн Sottsass Associati.
Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi) по инициативе Соттсасса. Ее названием стало слово из названия песни Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again», которую слушали у Соттсасса в тот вечер. Группа просуществовала до 1988 года.
Стиль «Мемфис» был анархичен и преследовал в основном цели свободного самовыражения дизайнера. Следуя одному из основных постулатов постмодернизма, он активно противопоставлял себя «хорошему вкусу», пропагандируемому стилями модернистского направления. Вместе с тем он привлекателен и остроумен.
- 1 из 1
На фото:
Экспериментируя с материалами, формами и цветами, дизайнеры создавали качественные и функциональные предметы, пользующиеся спросом у потребителя. Для этого стиля характерны броские геометрические формы, яркие цвета, использование высокотехнологических материалов (например, ламинированного пластика), а также прямое цитирование элементов исторических и авангардных стилей. Изделия, как правило, выпускались ограниченными сериями при обязательной рекламной поддержке.
- 1 из 1
На фото:
В оформлении интерьеров использовались практичные, недорогие материалы, чаще всего ламинат вызывающе ярких расцветок, с рисунком «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда», «под черепаху» или с геометрическими мотивами. Приветствовалось контрастное сочетание цветов (черные стены — белый потолок — пол в яркую клетку с узорами из геометрических фигур внутри каждой). Стены могли быть украшены коллажами, построенными по принципу хаоса.
На фото: модель Callimaco от фабрики Artemide, дизайн Sottsass Ettore.
Отличительные черты мебели этого стиля — пестрота, причудливость и непредсказуемость формы, парадоксальное смешение недорогих материалов (обивка из искусственной кожи, пластмассовые ножки и т.д.). Яркими во всех смыслах примерами могут служить кресло Oberoi (1981) от Джорджа Соудена (George Sowden) с красной обивкой и ярко-желтыми ножками, а также рабочий кабинет Beverly (1981) от Соттсасса с желтыми ламинированными дверцами «под змеиную кожу», полками «под черепаху» и красной лампой или его же рабочий шкаф Casablanca из пластика с полками причудливой формы, украшенными узором «под змеиную кожу» на красном и желтом фоне.
- естественные: узоры «под черепаху», «под змеиную кожу», «под шкуру леопарда»;
- геометрические: квадраты, ромбы, овалы, прямоугольники, круги, полоски, решетки, кресты.
Путешествие в Мемфис
Что делать, если дизайнеру от приторно хорошего вкуса с бесконечным спектром бежевого и бабушкиной обивкой для диванов в цветочек хочется зевать. Ответ прост: найди единомышленников и за ночь под музыку Боба Дилана придумай новый стиль, который покорит весь мир и получит отдельные залы в лучших музеях дизайна по всему миру. Звучит странно, но у команды Мемфис это сработало. Пытаемся разобраться: как и почему.
Как все начиналось:
Декабрьским вечером 64-летний итальянский архитектор Этторе Соттсасс собирает в своей миланской квартире пятерых молодых дизайнеров. Не смотря на внушительный бэкграунд, Этторе не собирался этим вечером наставлять молодёжь и ностальгировать о его проектах скучных и обыденных вещей для промышленных гигантов. Он хочет послушать музыку и поговорить. В ту ночь компания обсуждает философские вопросы в мире дизайна. Разношерстная по возрасту, странам (Италия, Япония, Австрия, Америка) и профессии (архитекторы, художники, дизайнеры) команда сходится в едином мнении о новой роли дизайна. Функциональные и скучные вещи уступят место новым: ярким, создающим атмосферу праздника жизни. Дорогие материалы вроде дерева и шелка говорят о стоимости мебели, но нагоняют тоску, а вот дешёвые, но яркие и податливые пластик, ламинат и металл недооценены. Название для своего движения команда нашла быстро, в тот вечер магнитофон раз за разом раз проигрывал «Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again».
Первые вещи, выпущенные новой творческой группой в единичных экземплярах быстро попали в модные журналы и каталоги. Желающие купить нестандартные жизнеутверждающие предметы интерьера сбивались с ног в поисках вожделенных объектов. Этот приятный сюрприз позволил группе Мемфис заполучить шоурум в центре Милана, заключить контракты с серьезными компаниями и увеличить тираж новых работ в разы. А чтобы донести свои идеи до большего числа людей, творческая группа «Мемфис» пишет одноименную книгу и организовывает выставки по всему миру: Париж, Лондон, Монреаль, Стокгольм, Токио, Нью-Йорк… Наличие предметов в стиле Мемфис становится обязательным условием для модного интерьера квартиры жителя любого мегаполиса. Несмотря на коммерческий успех, через 8 лет после первой ночи в Милане группа распадается. Но стиль остается навсегда.
Строгих правил и примет у мемфиса нет. Однако при встрече вы сразу узнаете его, хотя и не назовете автора. Поэтому учимся мемфису не на именах, а на примерах.
1981 Carlton стеллаж от Этторе Соттсасса
Урок: новая форма
Сложно придумать более простую мебель, чем стеллаж, однако Этторе и тут не отказывается от своих идей. Конструкция стеллажа ломается и раскрашивается в открытые цвета.
Carlton стеллаж от Этторе Соттсасса
1981 Масанори Умэда представляет кровать Tawaraya Ring
Урок: сюрреалистическая трактовка
Дизайн кровати в виде боксерского ринга сосредоточен не на функциональном назначение предмета, а на переосмысление среды и атмосферы вокруг предмета. Сравнение любовного ложа с местом сражений двух противников выглядит оригинально и походит на сеанс психотерапии. Кстати, самая знаменитая фотография участников группы сделана на ней.
Кровать Tawaraya Ring
1982 Питер Шир придумывает кресло Bel Air
Урок: Игра контрастов
Контраст форм (шар и острый угл), цвета (зеленый, голубой, алый), фактур (глянец пластика и бархатистость текстиля) напоминают детскую игру, увлекательную для взрослых. Смотреть и трогать можно.
1983 стул First от Микеле де Лукки
Урок: вдохновение наукой
Встретив такой стул сразу вспоминаешь школьные уроки химии. И дело не в оси с нанизанными шарами, так сильно напоминающую модель атома. Представители мемфиса использовали новые материалы, вдохновляясь достижением науки, ведь новейшие достижение науки еще одна примета времени.
Стул First от Микеле де Лукки
1984 Плакаты от Art Aid
Урок: из интерьера в полиграфию
Серия плакатов выпущена не группой Мемфис, но по всем принятым правилам стиля. Перед выставкой в Осло норвежское артбюро Art Aid по заказу куратора Фредрика Вильдхагена подготовило серию плакатов. Заказ решено было выполнить в рамках стилистики мемфис, и как оказалось, не зря. Плакаты признали лучшим образцом графического дизайна 1984 года и не раз включали в подборки лучших постеров. Сегодня эта серия стала частью коллекции в музеях современного искусства Дании и Амстердама.
Плакаты от Art Aid
Плакаты от Art Aid
Плакаты от Art Aid
Плакаты от Art Aid
Возвращение к 80-м было отмечено не раз, а мемфис, как флагман этого времени, неминуемо появляется вместе с этой ностальгией.
В мире высокой моды Джон Гальяно черпал вдохновение в мемфисе для осенне-зимней коллекции Christian Dior в 2011 году.
Демократичная марка American Apparel совместно с участником группы, Натали Паскер, в 2014 году выпустила линейку одежды.
Марка American Apparel
Коллекция Lee весной 2016 года также напомнила о Мемфисе.
Конечно мемфис вспоминают не только в мире одежды. В веб дизайне и в графическом дизайне яркий и геометричный стиль органично себя чувствует.
К сожалению, в Российских проектах встретить прямое цитирование мемфиса сложно. В период мирового триумфа в России происходили сложные события, в которых жизнерадостный и игривый Мемфис был инородным и невозможным. Поэтому сейчас подходящее время поближе познакомить российскую аудиторию с этим экстравагантным иностранцем.
Стиль мемфис в дизайне
Главные рокеры среди дизайнеров XX века – это, конечно, группа «Мемфис». Они ворвались на мировую арену дизайна в начале 80-х гг. и сразу же обратили на себя внимание. Конечно, было сложно не заметить их юмор, яркие цвета, отсутствие функциональности предметов, нелюбовь к традиционному дизайну и абсолютную свободу творчества.
В декабре 1980 года 64-летний итальянский дизайнер Этторе Соттасс пригласил коллег в свою миланскую квартиру и предложил создать новое направление в дизайне. Так, благодаря одной встрече и сильному желанию изменить мир дизайна, появилась группа и стиль «Мемфис». Название было взято из песни Боба Дилана «Stuck ins >
Первая коллекция работ группы «Мемфис» была представлена на миланской выставке в сентябре 1981 года и стала настоящей сенсацией. Игра и хаос – вот два слова, определяющих стиль группы. Это была анархия: цветной ламинат из публичных мест переносили в жилые дома, парадоксально мешались формы и материалы, вызывающе сочетались цвета, хаотично собирались коллажи. Всё это было игрой на грани китча, но очень живой и настоящей. Этторе Соттасс говорил о группе так: «Мемфис, как очень сильный наркотик. Невозможно принять слишком много. Не думаю, что кто-то может жить в окружении лишь предметов от Мемфиса, это как питаться исключительно пирожными». А Карл Лагерфельд так не считал и полностью обставил свою квартиру в Монте-Карло предметами Memphis.
Карл Лагерфельд в своей квартире в Монте-Карло
Настольная лампа Super Lamp by Martin Bedin
Этажерка Carlton by Ettore Sottass
Стол Kyoto by Shiro Kuramata
В 1981 году дизайнер группы Масанори Умеда создает культовую кровать в виде боксёрского ринга — Tawaraya Ring. Одна из самых известных фотографий группы Мемфис как раз сделана на кровати-ринге.
Кровать Tawaraya Ring by Masanori Umeda
В 1982 Питер Шир выпускает кресло «Bel Air» — очередной знаковый предмет группы «Мемфис».
Кресло Bel Air by Peter Sheer
First chair by Michele de Lucchi
Riviera chair by Michele de Lucchi
На протяжении 7 лет группа «Мемфис» творила, удивляла, смеялась и высмеивала. По словам одной из участниц группы Мартин Бедан: «Мы решили прекратить, когда начали повторять сами себя — концепция размылась, и это уже не было авангардом». Так группе «Мемфис» удалось не изжить себя, оставив после себя множество культовых предметов.