Парижский стиль в интерьере
Дизайн-хакОкно в Париж: Как создать французский интерьер в московской квартире
Нейтральная отделка, винтажная мебель на ножках и ироничное современное искусство
В представлении большинства французский интерьер — это окна в пол с расстекловкой, высокие потолки, обязательно лепнина и молдинги, очень часто — паркет елочкой, непременно большое зеркало, камин и хрустальная люстра. Все эти атрибуты довольно часто можно встретить и в скандинавских интерьерах: тенденция последних нескольких лет — разбавлять традиционную Скандинавию винтажной мебелью, хрусталем и современным искусством и по-новому обыгрывать классические интерьеры. The Village поговорил с дизайнерами о том, нужно ли копировать французский интерьер в московской квартире, и если да, то как это делать правильно.
Надя Зотова
дизайнер, основательница студии Enjoy Home
Ася Бондарева
Виктория Золина
руководитель студии Zi-design
Французский стиль — это что?
Надя Зотова: Для начала стоит определиться, о каком французском интерьере мы говорим. В любой стране есть региональные особенности, и, например, французская деревня достаточно сильно отличается от типичных парижских квартир, поэтому и стиль, и цветовая гамма, и мебель в этих французских интерьерах будет разной. Второй момент — целесообразность: зачем воссоздавать некий образ или стиль в московской квартире? На мой взгляд, интерьер должен гармонично сочетаться с архитектурой: если за окном московская новостройка, то достаточно странно создавать имитацию парижской квартиры. Я. скорее, за то, чтобы интерьер был уместным: логично использовать французский стиль как некий образ, отсылку к первоисточнику, но не как прямую цитату. Прямая цитата — это всегда достаточно скучно, в лоб и очевидно, поэтому я за использование отдельных элементов.
Кроме этого, французские интерьеры отличаются от наших тем, что французы подходят к функциональности достаточно легко и спокойно: в парижской квартире никогда не будет тяжелого раскладного дивана, на котором бабушка останется на ночевку, или огромной кухни, вмещающей бесконечное количество посуды. Это, конечно, больше архитектурная особенность, которая исторически сложилась, но у французов достаточно скромные по размерам кухни, а главное место в квартире — это гостиная с камином. У нас же с точностью до наоборот — акцент смещен в пользу кухни, и это тоже надо учитывать.
Виктория Золина: Французский интерьер легко узнаваем. Он имеет характерные черты, которые сразу считываются: в первую очередь, это визуальная легкость интерьера, несмотря на обилие фактур, форм, графики и предметов искусства. Нужно обладать большим мастерством, чтобы сделать сложный интерьер, не перегрузив его деталями. Французы это умеют: легкость интерьера достигается за счет основного светлого фона стен — это жемчужные, сливочные, светло-серые и белые оттенки.
Как выбрать материалы для отделки?
Надя Зотова: Если говорить об отделке, то это мрамор, латунь, все натуральные материалы, которые со временем становятся только лучше, красиво стареют. Здесь нет пластика или чего-то слишком сложного или вычурного, французский стиль никогда не будет китчевым. Французы очень тонко работают с цветом: в интерьере нет кричащих цветов, это всегда полутона — разбавленные серый, белый, оттенки натурального дерева (шоколадный пол, или паркет коньячного оттенка, или натуральный дуб). То есть основа парижского интерьера всегда максимально натуральная.
Ася Бондарева: Если коротко, то на полу — обязательно добротный дубовый паркет, лепнина — только гипсовая, оконные рамы — деревянные. И никакого ламината и натяжных потолков. Основной цвет в парижских интерьерах — белый. Белыми могут быть не только стены и потолки, но и мебель и даже полы: французы любят создавать нейтральный фон, чтобы предметы искусства смотрелись наиболее выигрышно.
Виктория Золина: В таком интерьере хорошо смотрится теплый металл: в основном это золото, также можно встретить медь и бронзу. Золото вписывается очень деликатно — это может быть светильник, подсвечник, детали на мебели. Также французы очень любят мрамор, особенно белый с преимущественно черными вкраплениями. Его используют везде — в подоконниках, столешницах, стенах и на полу.
Какую мебель покупать?
Надя Зотова: Думаю, для многих не секрет, что французы очень трепетно относятся к своему культурному наследию и с удовольствием покупают антикварную или винтажную мебель на блошиных рынках и в антикварных галереях. Отмечу, что это никогда не будет что-то тяжеловесное барочное, а, наоборот, очень легкие изящные предметы, возможно, со смелыми обивками. Французские декораторы с удовольствием перетягивают старые стулья, выбирая достаточно экспрессивную обивку — получается такой микс нового и старого. В таких интерьерах достаточно популярны и предметы начала века (20–30-х годов) или, наоборот, 50–60-х — то есть можно создать интересное сочетание mid-century modern и классического интерьера.
Ася Бондарева: Французы любят и ценят все натуральное, в их интерьерах редко встретишь мебель из ДСП. Если француз стеснен в средствах, то он первым делом отправится на блошиный рынок, нежели поедет в IKEA. Естественно, эта мебель не обязательно должна быть именно французской. Консоли, комоды, журнальные столики станут хорошим акцентом в интерьере, создадут правильную атмосферу, но перебарщивать с такими акцентами тоже не стоит: их должно быть немного, иначе пропадет весь французский шарм. Что касается встроенной мебели — шкафов или стеллажей, — то ее вполне можно заказать у российских производителей.
Виктория Золина: Мебель во французском интерьере — это предметы на тонких высоких ножках, которые добавляют изящности интерьеру. Это не значит, что вся мебель в квартире должна быть на ножках — хватит некоторых деталей: если у вас приземистый диван, то поставьте рядом с ним легкие кресла. Не обойтись и без винтажной мебели и светильников: нужно добавить хотя бы один предмет, чтобы создать правильную атмосферу.
Зачем в интерьере черный цвет?
Виктория Золина: Графичность — характерная черта интерьера во французском стиле. Графика в том или ином виде присутствует в нем практически всегда. Я называю этот прием «ноткой черного» — он сразу делает интерьер на порядок более дорогим, стильным и визуально интересным. Вот несколько вариантов, как использовать черный в качестве акцента:
— тонкие черные рамы картин, но обязательно тонкие (как ножки мебели), если мы говорим о французском интерьере, изящном и легком, либо черно-белые фотографии, современная черно-белая графика;
— тонкие черные детали мебели: ножки, подлокотники, металлические стулья, графика в обивке, черная консоль, журнальный столик;
— графичные металлические светильники, даже слегка грубоватые: например, Lampe Gras, Cargo Lamp, Serge Mouille и тому подобное;
— черные элементы декора: вазы, фигурки, инсталляции;
— черные перегородки, двери, это также может быть черный плинтус, или наличники, или целая стена.
Какой текстиль и декор подойдет?
Надя Зотова: Французские декораторы любят предметы искусства, смело используют скульптуру и керамику в интерьере, поэтому даже в классической архитектуре интерьер может быть достаточно смелым, эклектичным.
Ася Бондарева: Французы — большие мастера сочетать разные по типу и рисунку ткани в одном интерьере: тому, как мастерски они сочетают ткань на обивке дивана с портьерами, диванными подушками и покрывалом, стоит поучиться. Ткани, как правило, подбираются пастельных оттенков, но иногда можно встретить графичные или цветочные орнаменты. Очень редко в парижских квартирах можно встретить тюль на окнах — это тоже отличительная особенность стиля: в московских квартирах тюль — обязательный элемент оконного оформления.
Аксессуарами и декором французы практически живут: они бережно хранят все памятные фотографии и картины, статуэтки, книги, часы, шкатулки, зеркала — все это прекрасно дополняет интерьер и делает его очень личным. Если вы хотите создать интерьер во французском стиле, то без таких деталей не обойтись.
Виктория Золина: Во французском интерьере всегда много искусства, причем современного — это признак образованности, культуры и хорошего вкуса. И обязательно чувство юмора. Ни один современный французский интерьер не обходится без ироничных деталей интерьера — интересных, даже забавных форм мебели или неожиданного, яркого предмета.
Выставка «Искусство жить по-французски»
Где: Музей декоративно-прикладного искусства
По-парижски: 6 секретов французского стиля
О вкусе француженок говорят всюду, и это понятно. Даже банальная футболка и джинсы Levis на них превращаются в богемный образ. В нем и на свидание, и в магазин за миндальными круассанами! Но мы сегодня не про моду, мы про дизайн. А он не менее самобытный, чем парижский street-style.
Правильный белый
Начнем с того, что французы консерваторы в вопросе цвета. Особенно парижане — для своих апартаментов они чаще всего выбирают белый цвет. Но тут есть важный момент: холодный белый с голубым подтоном — не наш вариант, с явным желтым оттенком — тем более! А вот кремовый, в котором едва уловимая доля розового пигмента, — то, что нужно.
Внимание к главному
Можно подумать, что палитра интерьеров в Париже не слишком цепляет взгляд и даже выглядит шаблонно — белый как белый, ничего особенного. Но это та самая база, сцена, на которой разворачивается главное действие. Здесь объемные детали, такие как лепнина, пилястры, колонны и фронтоны выходят на первый план. Они — главные герои и совсем не нуждаются в ярком фоне.
Конечно, не каждый парижанин располагает апартаментами в доме времен Наполеона с видом на Елисейские поля. Но главный принцип работает и в современных пространствах: сделай нечто особенное из того, что есть и преврати недостатки в особенности. Ведь нестандартная планировка, узкие дверные проемы и паркет, который беззастенчиво скрипит при каждом шаге, — это то, что наполняет интерьер душой.
Правило Коко
Помните, как сдержанна была легендарная мадмуазель Шанель в вопросе аксессуаров? Лучше меньше, чем больше — вот, что стоит запомнить и нам при создании непринужденной атмосферы в доме. Относитесь к своему интерьеру с осознанностью и любовью, не загромождайте его лишней мебелью, оставляйте больше пустых стен — пусть здесь дышится свободно и остается пространство для творчества.
Новый взгляд на старое
Новые тренды, коллекции мебели и декора, которые обновляются с невероятной скоростью — французы равнодушны к этой бесконечной гонке. Западный стиль жизни, когда люди фанатично скупают нужное и не нужное, совсем не comme il faut. Истинный парижанин найдет баланс между старым и новым, не станет выкидывать то, что еще не сломалось и рядом с винтажным комодом непременно поставит предметы в стиле модерн. Pourquois pas?
Легкая небрежность
Простота оттенков и форм, романтичные образы, над которыми словно не думали и пяти минут, — если вы знакомы со стилем Джейн Биркин и Француазы Арди, то понимаете, о чем мы. Они — иконы стиля, которые сформировали Parisian chic. Мода тесно связана с дизайном, поэтому смело вдохновляйтесь их философией и познакомьте свой интерьер с нарочитой небрежностью, иронией и роскошью, которая контрастирует с нейтральным окружением.
Для примера, рассмотрите эту картинку. Как вам такие винтажные балконные двери? Необычно, но в этом и суть. Глумур и винтаж, старое и новое, простая база и замысловатый декор — любовь с первого взгляда.
ПАРИЖСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ И ИНТЕРЬЕРЕ
С тоит сразу оговориться, что в искусстве не существует такого понятия как «Парижский стиль». Это не стиль эпохи, прошедший через века и отразившийся сквозь призму разных стран, это, если можно так выразиться, камерный стиль одного города. Стиль, сформировавшийся в конце XIX благодаря реформам Барона Османа, очистившего Париж от хаоса средневековой застройки, пробившего на этом месте широкие улицы и проспекты, бульвары, застроившего улицы домами для буржуазии в неоклассическом стиле.
С назначением барона Османа в 1853 году Наполеоном III префектом департамента Сены, ответственным за весь Париж, началась тотальная перестройка города. Префект округа Сена превратил Париж в гигантскую стройку, не прекращающуюся в течение 20 лет. Даже после того, как император вынужден был отстранить Османа в результате критики его растрат, перестройка города продолжалась по его плану вплоть до 20-х годов XX века.
Он расчистил центральную часть Парижа, часть узких переулков и тупиков полностью исчезли с карты города. Основой планировочной структуры стали широкие прямые улицы, сходящиеся к площадям. Были проложены перпендикулярные магистрали, пересекающие город с севера на юг и с востока на запад.
Пробитые по старым кварталам новые улицы застраивались жильем для буржуазии. Бульвары обросли многоэтажными домами с характерными парижскими мансардами. Высота новых рядовых построек выравнивалась по карнизам дворцов. В 6-7-ми этажных зданиях нижний этаж с высокими потолками отводился под торговые помещения, средние под жилье, а один-два верхних превращались в мансардные или аттиковые. Здания строили не по индивидуальному плану, а по единому стандарту. Обычная схема квартир представляла собой отдельных вход, богато украшенный холл, по обе стороны коридора выходили служебные комнаты, жилые комнаты выходили окнами на улицу, а не во двор. Тогда уже актуальным было центральное отопление, наличие ванных комнат и туалетов, наличие газового освещения. Ведь удобство и комфорт стали насущной потребностью среднего класса.
Девятнадцатый век — время наибольшего развития доходного дома, который в этот период окончательно сложился как тип жилья и стал основной единицей жилой застройки города. До середины XIX столетия во Франции можно было встретить тип жилого дома, объединявший в одном владении расположенный в глубине двора отель (традиционный тип богатого жилища) и выходящий на улицу доходный дом, своеобразное дополнение к отелю, владелец которого, желая иметь собственный особняк, в то же время стремился получить доход с участка. Но параллельно с ним развивался и получал все большее распространение самостоятельный тип многоэтажного доходного дома (чаще всего в шесть этажей, включая мансардный) с лавками в первом этаже, над которыми находился антресольный этаж с маленькой квартирой торговца, освещенной низкими окнами, нередко выходящими в пассаж (проход внутри дома), где находился вход в жилую часть здания. Бельэтаж предназначался для богатых жильцов. Состав помещений квартир (а также их высота) уменьшался по мере движения вверх по этажам (пока появление лифта не изменило соотношения ценности квартир в доме: верхние этажи стали цениться выше). Бельэтажи, первые и вторые этажи занимали дельцы, ростовщики, служащие министерств, актеры, врачи, т. е. люди, которые для поддержания престижа должны были селиться в приличных домах. Шестой этаж разделялся на маленькие скромные квартирки. Таким образом, имущественный признак расселения жильцов проявлялся в самой структуре доходного дома. Позднее, к 70-м годам, появляются дома различных категорий с более или менее равноценными квартирами в домах одной категории.
В доходном доме резко выступает различие между «парадными» помещениями квартиры и остальными: в первых стараются удержать хотя бы видимость регулярности, правильной формы помещений, анфиладности; вторые имеют случайную форму и расположение, скудное освещение из дворов-колодцев. Планы доходных домов различны, фасады же имеют более или менее одинаковую схему, которая варьируется в деталях и декоре.
Основные членения фасада были обусловлены различной высотой этажей дома, а также величиной и расположением комнат в квартире. Ритм окон не был равномерным, иногда он служил для выделения центра и подчеркивался балконами — одним из главных средств внесения разнообразия в гладкую фасадную плоскость. Балконы разных этажей имели различный вынос, протяженность, узор решетки (или, что реже, балясин). Очень распространены были «французские» балконы. Бельэтаж был архитектурно выделен не только высотой, но и обилием декора. Характерной чертой доходного дома был богато украшенный портал, ведущий в пассаж, где находился вход в жилую часть дома. Эта схема имела большое распространение и держалась до 80-х годов, менялась лишь «одежда» фасада. В первой половине двадцатого века в основе декоративного убранства фасадов лежала ордерная схема в эклектической интерпретации — мотивы классицизма, ренессанса, иногда в переплетении с приемами средневековья (например, связь окон по вертикали декоративным обрамлением).
Некоторые черты доходного дома, перенесенные в него из отеля, оказались очень устойчивыми и сохранилилсь на протяжении всего XIX в. и в первые десятилетия XX в. К ним нужно отнести в первую очередь вход в дом через пассаж, который иногда проходит в центре здания, иногда сбоку и ведет во двор. Другая особенность — традиция включения лестницы в число парадных помещений дома, его жилого интерьера.
Традиционны и некоторые формы, в которых можно усмотреть отзвуки планировок отелей XVIII в. Например, форма лестницы, часто вписанной в овал или круг, идущей на этаж одним маршем, без промежуточных площадок; скругленные углы некоторых комнат (почти неизменно встречающиеся в столовых); расположение кровати в спальне напротив стены с окнами и т. д.
С середины двадцатого века квартира становится все более индивидуальной по плану, в то же время появляются некоторые правила ее планировки. Так, намечаются две системы коммуникации: одна — для хозяев и гостей, другая — для обслуживания и хозяйственных нужд. Они не должны пересекаться и обе сходятся в передней, центральном фойе. Иногда передняя окружена со всех сторон комнатами и освещается стеклянной перегородкой через лестницу. Нередко имеется и черная лестница, которая в ряде случаев располагается рядом с парадной, хотя и независимо от нее.
С 80-х годов XIX в. планировка квартиры доходного дома становится более рациональной, а в начале XX в. в ней устанавливается четкая группировка помещений: группа столовой, кухни и подсобных помещений — гостиная (одна или две) — группа спален с ванной и уборной. Наличие туалета (w. с.) и ванн способствует этой классификации. Коридор, имеющий в плане более регулярную (чем раньше) форму, возродил в миниатюре помещение, бывшее некогда принадлежностью аристократического жилища, — галерею. Теперь эта галерея (помимо которой имелись и служебные коридоры) стала просто расширенной передней, обслуживающей парадную группу помещений. В квартире устраивают встроенные шкафы, появляются лифты.
Так что же мы подразумеваем, говоря о парижском стиле в архитектуре? Мансардные графитовые крыши, богато декорированные лепниной светло-серые фасады домов с узкими и длинными «французскими»окнами до пола, витиеватые металлические ограждения на балкончиках, иногда ставенки а-ля прованс, а в целом изысканность и элегантность, которые всегда восхищают и вдохновляют людей, знающих толк в красоте и изысканности.
Парижский стиль и его разновидности
Вы никогда не сможете сделать первостепенными все слагаемые интерьера: если одни восхищают, то пусть другие молчат. Только так вы избежите лишней театральности.
Работать в Парижском стиле – означает заниматься синтетическим искусством. И, поскольку в нашем Бюро собрались в основном люди творческие и с новаторской жилкой, то работать только в классике нам показалось пресно, скучно и уже не актуально. Современные стили, такие как контемпорари, хай-тек, лофт, подчас выглядят холодновато или чрезмерно сухо и подходят далеко не всем.
Мы сочетаем и то, и другое: и классику, и современность. Получается потрясающий коктейль.
Как правило, в классике бывают оформлены стены, потолок и пол. Мебель, художественное наполнение и текстиль – остро современные. Все это приправлено по вкусу парижским шиком и флером. И как в любом сочетании, здесь важны пропорции. С ними мы и работаем.
Основные характеристики стиля: легкость, изысканность, простота линий, монохромная либо пастельная колористика со сложными модными цветовыми акцентами.
Мы создаем пространства, которые пахнут Парижем. Его воздухом, рекой, кофейнями, парками… Создаем эту легкую атмосферу изысканности и флирта, полную воздуха и света.
Но Париж — он ведь такой разный. Это и мансарды Монмартра, и аристократически е кварталы набережной и Елисейских полей, и студенческий Латинский квартал, и прекрасные апартаменты на площади Трокадеро и многое-многое другое.
Поэтому мы создали несколько направлений внутри стиля и подошли к этому с изрядной долей юмора.
Первый и относительно бюджетный вариант (хотя последнее всегда зависит только от предпочтений и пожеланий заказчика) мы назвали «Божоле» ( Beaujolais ) .
Это молодое вино, которое сибариты-француз ы употребляют в третий четверг ноября. Оно очень легкое, веселое и дерзкое, как и интерьеры, созданные нами специально для тех, кто чувствует в себе молодость, драйв, желание объять необъятное. В то же время, у Заказчика есть настоятельная потребность в своей интерпретации современного искусства, романтике, глубокие интеллектуальные запросы. Заказчик сильно заинтересован в самовыражении, готов на дерзкие эксперименты, но не в ущерб стильности и функционалу пространства. И уж тем более сохранены основные черты стиля: легкость, воздушность, монохром с акцентами, четкость линий. Пропорционально соединение классики и современности мы ориентировочно определили, как 50/50.
Мы действительно обожаем это направление в своем стиле!
На фото: Интерьер гостиной в доме Майкла Бруно в Париже
На фото: Дизайн квартиры в парижском стиле
Интерьер гостиной в парижском стиле
Следующее направление внутри общего стиля — в разработанной нами классификации называется VSOP (не без юмора, конечно). Обратите внимание на выдержанность этих интерьеров :).
А если серьезно, это очень красиво! Это действительно безупречно.
Интерьер гостиной в доме Майкла Бруно в Париже
Мы создали VSOP для тех, кто наслаждается классикой и отдыхает в ней, но никогда не погружается в пучину скучного мещанства. Эти интерьеры парят в воздухе. Они сами сотканы из него. Эти интерьеры более всего подходят объемным помещениям с высокими потолками и большими окнами, но… в условиях жесткой реальности, возможно многое, если не все.
При этом интерьер бесконечно поражает контрастами и гранями соединения классики и современности. Здесь мы любим использовать чудесную современную итальянскую мебель, таких фирм как Minotti, Baxter, Roche Bobois Paris, Modenese Gaston, Poliform и другие. Также используем современный декор, но, как вы заметили, в совершенно иных пропорциях, нежели в Божоле. При этом оформление стен подчеркнуто изящное. Лепнина показывает себя во всей красе и на стенах, и на потолках. Двери высокие и также могут быть украшены резьбой. И обязательная, неотъемлемая часть убранства – французская елка на полу. Никуда не уйдем от зеркал, правда, мы отдаем предпочтение искусственно состаренным, дающим ощущение истории места. Пропорциональное соединение классики и современности мы ориентировочно определим здесь как 60/40.
Интерьер квартиры в Париже. Дизайнеры Gilles & Boissier
Интерьер квартиры в Сохо, Нью-Йорк
Интерьер спальни в парижском стиле
И последний вариант, как вы уже, наверное, догадались называется скупо и лаконично: XO.
Это роскошь. Роскошь в самом лучшем своем проявлении, то есть небрежная. Та, которой не кичатся. И это действительно производит впечатление. В этих интерьерах, помимо всего вышеперечисленно го, мы используем латунь для усиления эффекта статусности помещения. Но, по-прежнему, интерьеры пастельные или монохромные. По-прежнему, цветовые контрасты сложны, не прямы.
Однако, эклектика остается сама собой! Мы не скатываемся в дворцовый стиль, наши интерьеры не похожи на музейные залы, все пронизано легкостью и воздухом, нигде нет пафоса и надутых византийских щек. В этом случае очень многое заимствовано в благородном art-nouveau начала 20 века. Этот стиль изначально был рассчитан на очень взыскательного и финансово обеспеченного заказчика. Многие предметы делались на заказ в единственном экземпляре. Использовались только натуральные материалы, причем в большинстве своем ценных и редких пород дерева. Как, впрочем, и в art-deco, который сейчас стал крайне востребован, благодаря своей подчеркнутой статусности. Пропорции классики и современности в подобных интерьерах указать достаточно сложно в силу того, что миксовать надо не два направления в интерьерном искусстве, а больше, как минимум, три.
Дизайн интерьеров в парижском стиле. Дизайнер Андре Путман
На фото: Дизайн гостиной с камином в парижском стиле
Дизайн интерьеров в парижском стиле. Холл с лестницей