Китайский стиль в ландшафтном дизайне
Китайский стиль сада
Китайский стиль — это искусство создания красоты, спокойствия и духовной связи с природой, которая предоставляет занятым людям столь необходимую передышку из шумного, напряженного мира. Нетрудно понять постоянно возрастающий интерес к этой древней форме ландшафтного искусства. Давайте узнаем больше об особенностях и о том, как создать собственный яркий пример китайского сада.
Немного об истории стиля
Китайский сад — стиль ландшафтного дизайна, который развивается более трех тысяч лет. Самые ранние задокументированные китайские сады были созданы в долине Желтой реки во времена династии Шан (1600-1046 до н.э.). Эти сады были большими закрытыми парками, где императоры и дворяне охотились, отдыхали или выращивали фрукты и овощи.
Философские течения, такие как даосизм и конфуцианство, а также буддизм оказали сильное влияние на классический китайский стиль. Сады часто строились как место времяпровождения для правительственных чиновников, потерявших свои должности. Используя богатство, накопленное за многовековую историю, китайские дизайнеры строили огромные ландшафтные сады с искусственными горами, оврагами и лесами, заполненными редкими птицами и домашними дикими животными. Это были одни из первых садов, которые пытался создать идеализированную копию природы.
Династия Тан (618-907 гг. Н.э.) считалась золотым веком классического китайского сада.
Живопись и поэзия достигли уровня, который никогда не видел, и новые парки, большие и малые, заполнили столицу Чанъань . Новые сады были вдохновлены классическими легендами и стихами. Даже обычные резиденции имели крошечные сады во дворах, с терракотовыми горами и небольшими прудами.
Много классических примеров этой стилистики можно встретить и в наши дни, посетив в Китае эти прекрасные сады.
Особенности стиля
Классический китайский сад окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, которая служит чистым фоном для цветов и деревьев. Ландшафт включает в себя один или несколько прудов, скальные работы, деревья и цветы, а также ассортимент залов и павильонов в саду, соединенных обводными дорожками и галереями зигзагов. Переходя от зоны к зоне, посетители могут просматривать серию тщательно сложенных сцен, разворачиваясь, как свиток пейзажной живописи.
Четыре основных элемента китайского сада традиционно включают:
- Вода — представляющая жизнь, постоянно меняющаяся природа
- Камни — указывающие на стабильность и прочность
- Растения — которые обеспечивают красоту, текстуру и значение
- Архитектура — павильоны и чайные домики, обеспечивает место для размышлений, бесед и прохладительные напитки.
Водоемы
Пруд или озеро — центральный элемент китайского стиля. Главные здания обычно располагаются рядом с ним, а павильоны окружают озеро, чтобы увидеть его с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для цветов лотоса, со специальным павильоном для их просмотра. В прудах плавают золотые рыбы, тут обязательны павильоны над водой для их просмотра.
Маленькие сады имеют одно озеро с садом, растениями и структурами вокруг его края. В садах среднего размера — одно озеро с одним или несколькими потоками, входящими в озеро, с мостами, пересекающими потоки, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом и с мостами.
Архитектура
Китайские сады наполнены архитектурой; залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, киоски и башни, занимающие большую часть площади. Сад в Сучжоу имеет сорок восемь структур, в том числе резиденцию, несколько залов для семейных собраний и развлечений, восемнадцать павильонов для просмотра различных особенностей сада, а также ассортимент башен, галерей и мостов, предназначенных для просмотра различных части садов с разных точек зрения. Садовые сооружения не предназначены для того, чтобы доминировать над ландшафтом, но быть в гармонии с ним.
Камни в китайском саде
Искусственная гора или скальный сад является неотъемлемым элементом китайских классических садов. Горный пик был символом добродетели, стабильности и выносливости в конфуцианской философии. Горный пик на острове также был центральной частью легенды об Островах Бессмертных и, таким образом, стал центральным элементом во многих классических садах. В китайских садах преобладают известняки.
Некоторые сады создают впечатление озер с местами гладких участков белого песка, окаймленных скалами, во дворах. В лунном свете они выглядели как настоящие озера. Этот стиль «сухого сада» был позже импортирован в Японию и превращен в сад дзэн .
Растения
Цветы и деревья, наряду с водой, скалами и архитектурой, являются четвертым существенным элементом китайского сада. Они представляют природу в ее самой яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и постоянства, острыми краями и неподвижностью скал. Садовые растения могут включать деревья, кустарники, многолетники, однолетники и водные растения. Карликовые деревья, бонсай , особенно ценятся в миниатюрных ландшафтах китайских садов.
Каждый цветок и дерево в саду имеет свой символический смысл.
- Бамбук представлял собой мудрейшего человека, скромного и ищущего знания.
- Сосны представляют выносливость.
- Сливы были почитаемы как символ возрождения после зимы и прихода весны.
- Персиковое дерево в китайском саду символизировало долголетие и бессмертие.
- Грушевые деревья стали символом справедливости и мудрости. Груша также символизирует долгую дружбу или романтику.
- Ива представляет дружбу и радости жизни.
Из цветов в китайском стиле наиболее ценными были орхидея, пион и лотос. Во времена династии Тан пион, символ роскоши и цветок с тонким ароматом, был самым знаменитым цветком в саду. Орхидея — символ благородства и невозможной любви. Лотос в Китае всегда отождествляли с символом поиска знаний.
В китайском классическом саду было много функций. Его можно использовать для банкетов, торжеств, воссоединений или романтики. Его можно использовать, чтобы найти одиночество и созерцание. Это было спокойное место для живописи, поэзии и музыки.
Как воссоздать китайский сад
Создание китайских садов не так уж сложно. Выберите место для вашего китайского сада, затем сделайте эскиз своих планов. Ваш сад должен быть компактным, асимметричным и приятным для глаз. Китайские сады обычно проектируются вокруг декоративного здания. Здание расположено над или рядом с водоемом. Очистите существующую растительность и создайте водный объект, такой как пруд или ручей, который часто является фокусом китайского сада. Поставьте подставку из бамбука, но обязательно избегайте инвазивных сортов, которые могут обогнать тщательно спланированный китайский сад. Выберите другие растения, которые будут обеспечивать цвет и текстуру для каждого сезона. Другие функции могут включать в себя формы, которые относятся к элементам в природе, например к изогнутой дорожке. Если возможно, укажите архитектурный элемент, такой как искусственная гора с павильоном.
Китайский стиль в ландшафтном дизайне: основные принципы организации
Китайский ландшафтный стиль — ни на что не похожее и удивительное искусство. Базовые принципы далеки от традиционного и прагматичного европейского взгляда на мир. Однако не надо считать его копией японского ландшафтного стиля. При всем их внешнем сходстве, основные принципы обустройства этих садов имеют существенные различия.
Основой китайского стиля является традиционное для Китая эзотерическое течение Фен-Шуй. Согласно его принципам о непрерывном движении энергии — ци, постоянном столкновении инь и янь, и базируется китайский стиль в ландшафтном дизайне. Его задача — гармонизировать это движение. Согласно фэн-шуй все проблемы человека (здоровье, финансы, карьера) возникают именно из-за разбалансированности этих потоков, нарушения их гармонии.
Основные принципы китайского ландшафтного стиля
Любой предмет, созданный человеком, всегда искажает гармоничное течение ци. Согласно Фэн-Шуй это касается вещей, имеющих геометрически четкие формы, острые или прямые углы. Поэтому, сад должен в полной мере компенсировать возникшую дисгармонию и уравновешивать ущерб, причиненный людям, нарушением гармоничного течения ци. В китайском ландшафтном стиле существуют только плавные линии и даже некоторая хаотичность расположения отдельных элементов.
Все элементы ландшафта обязаны быть подчинены одной цели — направлению потоков энергии в нужную сторону. Чаще всего точкой сбора «хорошей» энергии является входная зона в дом, а он сам — центральной точкой ландшафтной композиции.
Китайский сад создается как для решения эстетических задач, так и с целью оздоровления своего владельца. Следовательно при его создании необходимо добиться гармоничного течения ци на всем пространстве.
Ключевые особенности
- Внешняя естественность ландшафта. Роль человека при создании должна быть как можно менее заметна.
- Обилие визуализированных образов, несущих смысловую нагрузку.
- Вид, который открывается перед глазами человека, гуляющего по территории, должен непрерывно меняться и быть разным в каждой новой точке.
- Отсутствие пустых мест в саду.
- Привлечение внимания людей к отдельным элементам, путем их выделения.
- Наличие воды в обеих своих ипостасях — в покое и в движении. Китайский сад обычно имеет как пруд со спокойной стоячей водой, так и живую», движущуюся воду — ручей, каскад или водопад. Берега водоемов не имеют видимой облицовки. По фэн-шуй вода никогда не должна течь вверх, поэтому здесь не должно быть фонтанов.
- Присутствие каменистых участков, больших камней необычной формы или цвета в ключевых точках сада.
- Наличие рукотворных сооружений, свидетельствующих о присутствии человека — беседок или мостиков.
- Наличие ограды, делающей образ сада, как миниатюрной копии мира завершенным. Ограда должна следовать всем изгибам рельефа и быть единым целым с композицией самого участка.
- Растения в саду должны отвечать его основной символической задаче.
Естественно, строго следовать китайским философским канонам вовсе не обязательно. Ведь стилизованный под такой стиль сад, способен подарить своему владельцу гармонию и покой, внести в его жизнь умиротворение, которых так не хватает сегодня вечно спешащим людям.
Решив оформить участок в китайском ландшафтном стиле следует помнить, что такой сад требует простора, и разместить его на маленьком кусочке территории не получится. Если японский можно устроить и на одном квадратном метре земли, то для устройства китайского может потребоваться вся или большая часть придомовой территории. Зачастую устройство такого сада требует серьезных преобразований рельефа участка и радикальных изменений существующих насаждений.
Китайский сад
Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.
Особенности сада в китайском стиле
Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:
- большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
- использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
- невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
- необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
- плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.
Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.
История появления
Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.
Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.
Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину — китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.
Планировка китайского сада
Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.
Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.
Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы — кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат — великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.
Водоем
Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.
Сама водная гладь — это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, — вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.
Озеленение и растения
Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.
Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.
Фавориты среди цветов — пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса — символ чистоты.
Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, — постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето — буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень — желто-багряными кронами ив и кленов, зима — темными тонами хвойных.
Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая — «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.
Мощение и дорожки
Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.
Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.
Газон
Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.
Оформление сада
В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.
Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.
Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.
В китайском ландшафте камень приобретает особый характер, в нем заключена философия, эстетика и поэзия. Для оформления подбираются варианты с переливами, природными очертаниями и узорами. На них хочется непросто смотреть. К ним хочется прикасаться, чувствуя под пальцами рук каждый изгиб и линию.
Культурные традиции прослеживаются и в скульптурах. Каменные львы, драконы встречают владельцев дома у ворот или при входе в дом. Они призваны защищать от негативной энергии и подчеркивать атмосферность стиля.
Внутри павильонов, по краю крыши беседки размещают китайские фонарики. Под их освещением приятно пить зеленый чай и размышлять о собственном месте в этом мире.
Дополнительные дизайнерские решения
Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.
Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.
Хотите проникнуться философией Китая и ощутить прилив энергии? Тогда заказывайте создание индивидуального проекта в китайском стиле.
Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада
Из каких же элементов складывается китайский сад?
Роль и значение воды в саду
Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.
В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камни как элемент пейзажа
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.
Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Ограждения
Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
Ворота
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.
Павильоны
Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.
В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Проходы и окна
В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Надписи, знаки, иероглифы
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.
Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
Растения
Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург