Zip-dom.ru

Строй журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исторический стиль в интерьере

Style Gu >

Стиль интерьера ― это совокупность деталей и признаков, отличающих разные направления в отделке, оформлении, меблировке и декорировании помещений.

Стили появлялись постепенно: одни стали отражением эпох, другие формировались в зависимости от особенностей национальной культуры, а третьи определили современные течения в искусстве. Чтобы вы легко ориентировались в дизайне и оформлении помещения, Open Village подготовил настоящий Style Guide, который легко и быстро познакомит вас с основными направлениями в интерьере.

Стили интерьера делятся на следующие группы:

1. Исторические
2. Этнические
3. Современные

И первыми мы рассмотрим исторические стили. Обычно такие стили характеризуют определенный этап развития архитектуры (античный, викторианский и романский стили; готика; ампир; ренессанс; барокко; рококо; классицизм; модерн). Также в эту группу относят стили, попавшие под влияние течения художественного искусства или определенной философии (романтизм, экспрессионизм).

Античный стиль

Этот стиль зародился ещё в 5 веке до н. э., и его история лежит у истоков Древнего Рима и Древней Греции. Это самый старый стиль интерьера, соперничать с которым может только стиль Древнего Египта, который чаще всего относят к этническим стилям. Для своего воссоздания античный стиль требует весьма просторного помещения и наличие присущих ему элементов декора (колонн, ниш, мозаичного пола, настенных фресок) и аксессуаров (картин, ваз, скульптур, статуэток, бюстов).

Романский стиль

Сформировался этот стиль в раннем Средневековье, а потому предполагает стилизацию интерьера огромного помещения, а лучше — замка. Выложенный мрамором пол, полуциркульные арки, круглые или полукруглые окна — все это признаки романского стиля. Сегодня такой стиль будет особенно хорошо смотреться в оформлении просторной гостиной с камином в загородном доме.

Готический стиль

В позднем Средневековье в архитектуру пришла готика, которую характеризуют как «устрашающе-величественный» стиль. Благородная цветовая гамма, витражи, сочетание дерева и камня, стрельчатые своды и резьба помогли готике привить любовь к деталям и вытеснить романский стиль.

Стиль Ренессанс

Наступившая после Средневековья Эпоха Возрождения или Ренессанс славится не только выдающимися произведениями искусства, но и памятниками архитектуры. Ну а вслед за экстерьером появился и интерьер Ренессанса с характерными ему арками с позолоченной лепниной, кремовыми стенами, мебелью с ручной резьбой и инкрустацией. «Красиво и дорого» — вот девиз Ренессанса.

Стиль барокко

В переводе с итальянского этот стиль означает «склонность к излишествам» и лучше, чем эти слова, описать барокко просто невозможно. Обилие вычурных деталей, нарочито подчеркивающих благосостояние и престиж владельца — главный признак такого интерьера. Гобелены, бархат, бахрома, роспись, кисти, сваги и многие другие элементы декора призваны подчеркивать пышность и величие итальянского барокко.

Стиль рококо

Именно в интерьерах рококо жила королева Франции Мария-Антуанетта, предложившая голодающему народу питаться пирожными. В своём время рококо называли «утрированным барокко» : стили действительно немного похожи в своей вычурности, однако французский рококо выглядит более женственным и игривым. Нежная пастельная палитра, обилие золота, узорчатые завитки, ангелы и цветочные мотивы делают этот стиль очень театральным.

Стиль классицизм

Вторая половина 18 века характеризуется более спокойным веянием классицизма. Утомившие своей кричащей роскошью Барокко и Рококо уступили место сдержанной элегантности и строгой аристократичности. Интерьеры в классическом стиле подразумевают зонирование помещений с помощью полуколонн и фронтонов, преобладающую симметрию, светлую цветовую гамму и натуральные материалы. Классицизм не спешит отказываться от таких предметов декора, как массивные люстры, картины и фестоны, но вписывает их в композицию очень гармонично, при этом не перегружая интерьер.

Стиль ампир

Появился стиль ампир в первом тридцатилетие 19 века в Наполеоновской Франции. Однако ампир не продолжил идеи классицизма в сторону неперегруженной элегантности, а добавил мотивы египетской культуры (головы и лапы львов и сфинксов, увенчивающие ножки подлокотников диванов и кресел) и военную символику (шпаги в барельефах, золоченые кисти, шлемы и знамена).

Стиль романтизм

Одновременно с ампиром развивается и другое идейное и художественное направление в культуре — романтизм. В интерьерах этого воздушного стиля отлично сочетаются причудливые и утонченные линии, легкие и основательные конструкции. Кремовые цвета и потолки с плинтусами, обильные драпировки и антикварная мебель, настольные лампы и настенные бра — одним словом изящный подход к оформлению пространства и особое внимание к деталям.

Викторианский стиль

Сформировавшийся во вторую половину 19 века в годы правления королевы Виктории в Великобритании, этот стиль соединил в себе элементы готики и рококо, а также кое-то заимствовал у китайских и индийских этнических стилей. Отличительной особенностью викторианского стиля считается оформление разных комнат в разных стилях. Например, библиотеку традиционно оформляют согласна канонам готики, а дамский будуар в стиле рококо. Обилие дерева, старинные предметы, тяжелые портьеры — признаки интерьера в стиле английской буржуазии.

Стиль модерн

20 век привносит в архитектуру и дизайн интерьера нечто совершенно новое — стиль арт-нуво или модерн. Плавные силуэты и s-образные изгибы настолько не похожи на все то, что было до этого, что модерн считается настоящим революционным стилем. Интерьеры в стиле арт-нуво так же отличает приглушённый свет, природная спокойная цветовая гамма, витражи и цветочные узоры.

Стиль экспрессионизм

Экспрессионизм также появился в начале 20 века. Этот стиль сразу заявил о своей индивидуальности: для максимального воздействия на зрителя экспрессионизму свойственно нарочито искажать традиционные архитектурные формы. То же самое и в интерьере — вызывающая мебель, совмещение разных фактур и материалов, заострённые линии, яркий контраст, игры с пространством и объёмом и многое другое. Экспрессионизм не имеет строгих рамок, главное — чтобы общая картина произвела неизгладимое впечатление.

Стиль ар-деко

В первой половине 20 века во Франции появляется новое течение в изобразительном и декоративном искусстве — ар-деко (иногда арт-деко). Смелые геометрические формы, экзотические предметы, этнические геометрические узоры, пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро) — все это интерьер в стиле ар-деко.

Дизайн Интерьера: Взгляд в Прошлое

Уже прошли те времена, когда мы жили в безликих квартирах со стандартными «стенками» и не менее стандартными «мягкими уголками». Теперь хозяева даже самого скромного жилья стремятся внести в свой быт нотки индивидуальности, превращая «квадратные метры» в уютный Дом. Профессия дизайнера интерьера стала одной из наиболее популярных и востребованных, что неудивительно, ведь верно подобранное убранство жилища способно изменить к лучшему жизнь его обитателей. Можно сказать, что то, как мы живём, во многом зависит от того, где мы живём. И та обстановка, в которой мы просыпаемся каждое утро, несомненно влияет на наше настроение в течение всего дня. При этом для того, чтобы интерьер приносил радость и ощущение уюта, совсем не обязательно жить в роскошном доме или богато обставленной квартире – важно лишь то, чтобы Ваше жилище находилось в гармонии с вашими представлениями об уюте, более того, чтобы оно в какой-то мере стало «продолжением вас самих». А это возможно достичь даже в самой маленькой квартире. Нужно лишь набраться смелости сказать «Да!» мечте об уютном доме и. А дальше выбирайте: обратиться к помощи профессионального дизайнера или же попытаться сделать всё своими силами.

Читать еще:  Тумбы белые в интерьере

Прежде, чем приступить к дизайнерской практике, давайте углубимся в историю дизайна интерьера, которая, как любая история, полна удивительных открытий. Ведь, как верно замечено, новое – это хорошо забытое старое. А значит, наш небольшой экскурс в прошлое способен подарить нам идеи и решения, которые с успехом можно применить в будущем.

Наше путешествие во времени мы начнём — не удивляйтесь! — с каменного века. Возможно, вы возразите: «О каком дизайне интерьера может быть речь, когда и интерьера как такового не было?!» Тем не менее, уже в древности человек стремился украсить свой быт, расписывая пещеры изображениями животных и своих соплеменников. Да, да! Великолепные фрески, появившиеся во времена расцвета высоких искусств, являются «наследницами» по-детски наивных, но удивительно лаконичных и выразительных пещерных рисунков наших первобытных предков. А что же сейчас? Индустрия дизайна переживает настоящий бум увлечённостью «доисторическим стилем»: грубые каменные поверхности самых «модных» журнальных столиков, лампы с абажурами из кожи, каменные вазы-плошки – всё это призвано хотя бы на какое-то время вернуть уставшего от цивилизации человека «назад к природе».

Древние наскальные рисунки. Норвегия

Следующая «остановка» — Древний Египет. Так оказалось, что Египет стал колыбелью не только цивилизации, но и дизайна. Действительно, именно в Египте появились прототипы почти всех видов мебели: стулья, табуреты, небольшие столы, кровати, шкафы. Интересно, что даже такое практичное и удобное изобретение как складной стул – тоже родом из Египта! Египтяне же придумали и популярную в наши дни технику фанерирования, когда дешёвую древесину облицовывают пластинками из более благородных пород. Мебель богатых вельмож украшалась инкрустацией из перламутра, слоновой кости и даже золота – через многие тысячелетия такую технику инкрустации «возьмут на вооружение» искусные мастера барокко и любители «гламурных» стилей ХХ века, таких как модерн и арт-нуово.

Время неумолимо двигалось вперёд, открывая врата цивилизациям Древней Греции и Древнего Рима, внесшим новые веяния не только в архитектуру, но и в дизайн интерьера. Жилище древнего грека располагалось вокруг внутреннего дворика, где проходили встречи и пиршества. Со всех сторон дворик был окружён галереей с колонами, стены которой украшались коврами, а пол – мозаикой. Не меньшую любовь к мозаике испытывали и древние римляне, достигшие в этом деле подлинного мастерства. Вообще, дома римлян были намного роскошнее греческих, что впрочем, легко объяснимо: представители великой империи стремились блистать во всём, в том числе и в роскоши дворцов и вилл. Недаром выражение «золотой дом Нерона» (он действительно был отделан золотом!) стало символом безудержного богатства.

Древнеримская мозаика. Музей Бардо. Тунис

Но эпохи сменяли одна другую, а вместе с ними изменялось и представление об «идеальном доме». Возможно, если бы мы оказались в рыцарском замке эпохи раннего Средневековья, то почувствовали бы себя неуютно. Внутреннее убранство замка было суровым и скудным, нередко единственным украшением его являлся камин в центральном зале, служившим и гостиной, и столовой. В замках постоянно тянуло холодом от стен из булыжника и от земляного пола, который для тепла устилали соломой, ведь спать приходилось на тюфяках прямо на полу. Однако, готика, сменившая романскую эпоху, совершенно преобразила интерьеры средневековых замков, наполнив их роскошью и утончённой красотой: полы из цветного кафеля покрываются коврами, стены украшают росписью ярких цветов и гобеленами, на окнах появляются восхитительные витражи, а мебель становится более многообразной и изящной по форме.

Совсем иначе смотрится городской дом эпохи Возрождения, начавшегося в Италии в ХV веке. В отличие от устремлённой вверх, к небу, готики, ренессансное жилище – символ стабильности и монументальности. Ренессанс чаще всего ассоциируется с великолепными фресками Рафаэля и Леонардо да Винчи. Действительно, фрески и картины стали в ту эпоху наиболее распространённым приёмом украшения интерьера.

Ренессанс. Один из залов замка в Хайдельберге. Германия

Однако, маятник дизайна снова качнулся в сторону динамики и экспрессии: на смену ренессансу приходит барокко, что в переводе с итальянского означает «причудливый». Причудливость этого стиля, украшающего завитками и позолотой всё, что только можно было украсить, проявляется всюду: от утопающих в роскоши залов королевских дворцов до изящных шкатулок и табакерок, от карет до кораблей – стиль барокко охватил все сферы жизни высшего общества, позже найдя своё наивысшее выражение в изысканном и нежном рококо.

Но, как это всегда происходит в истории дизайна, тот или иной стиль постепенно выходит из моды, уступая место своей противоположности. Так произошло и с рококо – устав от его витиеватости, ценители прекрасного потянулись к образцам далёкой античности. Так на рубеже XVIII — XIX веков возник классицизм или как его ещё называют, «стиль Людовика XVI», который и в наше время имеет немало приверженцев. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы.

ХIX век оказался веком суровым и прагматичным. Как бы в противовес этому художники, архитекторы и дизайнеры устремились к созданию своего, особого мира искусства, наполненного романтикой рыцарских времён. Этот стиль, обращённый к «золотому веку» готики, получил название «историзм». В то время, когда мир пожинал первые плоды технического прогресса, были построены прекрасные неоготические замки, в которых словно оживали сказочные принцы и принцессы, уводящие от реальности в волшебный мир грёз.

Не менее изысканным и элегантным стал стиль модерн, известный также как арт-нуово, появившийся в конце XIX – начале XX веков. Модерн черпает источник вдохновения в хрупкой и непосредственной красоте природы. В интерьере арт-нуово доминируют стилизованные растительные орнаменты, текучие формы, изгибы. При этом всё переплетается, словно перетекает одно в другое, образуя уникальные, неповторимые линии.

Модерн. Дом Батльо в Барселоне. Архитектор — Антонио Гауди

Модерн стал последним историческим стилем в архитектуре и дизайне, открыв путь стилям современным. Но о них будет следующий рассказ.

Юлия Карлова – художник, дизайнер интерьера

Акварельные картины и авторские принты будут изысканным и эксклюзивным украшением любого интерьера.

Cтили интерьера

История развития дизайна интерьера тесно связана с историей художественных стилей, которая формировалась под влиянием культурных традиций, а также научных изобретений, событий в политической и социальной жизни человечества.

Этот стиль привлекает тех, то ценит монументальность и лаконичность геометрических форм. Интерьер отличается богатством, особой торжественностью и величественностью. Основное назначение текстиля — это защита от солнца.

Читать еще:  Интерьеры спален в стиле прованс

Идеалом человека эпохи Возрождения становится сильная, волевая личность (возвращение к античным образам). В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо. Мерой гармоничности форм служит «Золотое сечение». Мебель характеризует четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы. Окна оформляются легкими воздушными тканями.

Барокко (от итал. «странный, причудливый») — наиболее декоративный стиль во всех видах изобразительного искусства. Основные черты — динамичные формы, кривые линии. Мебель для сидения становится более удобной: появляются мягкие сиденья, спинки. В оформлении интерьера особую роль выделяют текстилю. Появляются различные ткани. Используется много аксессуаров.


Рококо

Ампир (поздний классицизм) отличается монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей. Основной принцип ампира — использование архитектуры древнеримской империи, ее триумфальной атрибутики, стилистики Древнего Египта. Ткани ярких цветов с использованием золота.


Эклектика

Для модерна характерны живописность, пластичность форм, текучие «растительные» линии. Символ стиля — изощренная форма цветка цикломена. Единство стиля интерьера, подчиненность форм мебели конструктивному рисунку архитектуры. В оформлении окна применяются различные ткани с растительным рисунком.

Ар-деко подчеркнуто декоративный, определяющие стремление к роскоши стиль европейских столиц. Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики африканского примитивного искусства.

Характерные материалы — натуральные, природные: дерево, металл, камень. Природные цвета, теплые тона. Ткань — лен. Главное — близость природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света.

Эко-интерьеру свойственен минимализм.

Кантри-стиль — деревенский стиль. Простые формы, некрашенные бали на потолке. Важно ощущение деревенской кухни, мещанской обстановки — скатерть, шторки, постельное белье из простых «дешевых» тканей (ситец, лен и т.п.).

Декоративные элементы — цветочки, рюшечки; рисунок — клетка, горшочки, баночки, бутылочки, вязанки, бочонки; предметы прикладного творчества и посуда из глины, из дерева или недорого стекла, но обязательно «милые».

Поп-арт в переводе с английского «популярное искусство». Зародился в Америке в первой половине 20-го века. Свойственны яркие кричащие краски, простые формы, предметы из новых материалов, таких как пластик, неоновая подсветка, нестандартный подход. Главное — яркость и новизна. Культовые имена: Рой Лихтинштейн, Энди Уорхол (знаменитые портреты Мерилин Монро). Атмосфера США 30-60-х годов — гангстеры, кинематограф, голливудские звезды, джаз, эстрада, Монро, Элвис, «Биттлз». Интерьер, выполненный в духе поп-арта, неизменно привлекает к себе внимание неожиданными эпатажными приемами. Текстиль яркий, контрастных цветов.

Шеби шик (винтаж, прованский стиль, французское кантри) в интерьере. В переводе с английского слово «шеби» означает «старый», «поношенный». Шеби шик частично пересекается с прованским стилем в интерьере, который, судя по названию, появился во Франции. Большое влияние на стиль шеби шик оказал стиль винтаж.

Шеби шик можно назвать «вывернутым наизнанку» винтажем, так как декор интерьера предполагает некий протест чрезмерной роскоши. Окна украшают незатейливыми шторами с растительным рисунком или тяжелыми портьерами темных расцветок.

Хай-тек (от high technology — высокие технологии) относят к ультрасовременным стилям. он родился в революционные 60-е годы прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение.

Этнический стиль — стилизация под «экзотический стиль». Этно мексиканское, марокканское, африканское и т.д. Соответственно, используются каски и предметы, типичные для той местности и народности, под который делается стилизация. Например, южноафриканское этно — маски, черное дерево, анималистическая тематика, шкуры, культовые предметы и т.д. Цвет — яркие краски. Стиль этно, или национальный стиль, — это стиль того или иного народа, народности или племени. Для этого стиля характерна легкая трансформация назначения деталей: например, ширма может заменять двери. Текстиль яркий с орнаментом и символикой.

Гаджит-стиль — «прикол». Должен быть сделан дорого, но с приколом, ярко, но со вкусом. Своего рода аристократично-интеллектуальный юмор или «стеб». Отсутствие интеллекта и чувство юмора могут опустить его до кича (дешевый, примитивный, иногда даже пошлый юмор). Текстиль яркий, необычный.

Лофт-стиль — сравнительно новое дизайнерское решение, которое родилось в ходе городских программ возрождения — в процессе превращения старых кирпичных складов, фабрик и школ в многочисленные жилища без внутренних перегородок, зато с обилием воздуха. Loft в переводе «чердак». В США называется еще и верхний этаж торгового помещения или склада. Отправная точка для будущего интерьера в стиле лофт — это соседство современной фактуры, например, стекла и стали, с имеющимся в наличии или спасенным материалом — восстановленными досками пола или голой кирпичной стеной. Текстиль лаконичен.

Фьюжн — это совмещение несовместимого: венского стула, лампочки от Филиппа Старка, ванной в стиле хай-тек и ампирных дверей. Вся эта эклектика и называется «фьюжн». Стиль этот нынче в моде, потому что в нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезенную из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн. Основной постулат фьюжн — лучше меньше, чем больше. Вещи призваны подчеркивать и оттенять друг друга, а не загромождать ваши квадратные метры.

Дизайнеры определяют минимализм (от лат. minimus — наименьший) как современную интерпретацию древне-восточного стиля. Считается, что в Европе минимализм появился уже в 60-е годы и пришел из японской культуры. В основе японского стиля лежат такие понятия как «ваби» — осознанная простота, прелесть обыденного (условно) и «саби» — естественная красота (условно). Итак, для минимализма характерны простые линии и формы, отсутствие декора, много света, из мебели — только самое необходимое, двух-, трехцветная палитра, отсутствие внутренних перегородок. Аскетичный дизайн, предельная рациональность и лаконичность. Пустота и свет. Минимализм — моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Когда предметов мало, каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера. В цветовом оформлении обычно берут за основу один-два цвета, любимый из которых белый.

Контемпорари — в переводе с английского означает «современный». Это наиболее демократичный стиль, он соответствует современной жизни. Мебель в этом стиле легко трансформируется, вписывается в любую квартиру, благодаря модульности. Контемпорари не исключает вмешательства других стилей, напротив, данный стиль может служить хорошим фоном для штучных вещей другой стилистики.

Дизайн Интерьера: Взгляд в Прошлое

Уже прошли те времена, когда мы жили в безликих квартирах со стандартными «стенками» и не менее стандартными «мягкими уголками». Теперь хозяева даже самого скромного жилья стремятся внести в свой быт нотки индивидуальности, превращая «квадратные метры» в уютный Дом. Профессия дизайнера интерьера стала одной из наиболее популярных и востребованных, что неудивительно, ведь верно подобранное убранство жилища способно изменить к лучшему жизнь его обитателей. Можно сказать, что то, как мы живём, во многом зависит от того, где мы живём. И та обстановка, в которой мы просыпаемся каждое утро, несомненно влияет на наше настроение в течение всего дня. При этом для того, чтобы интерьер приносил радость и ощущение уюта, совсем не обязательно жить в роскошном доме или богато обставленной квартире – важно лишь то, чтобы Ваше жилище находилось в гармонии с вашими представлениями об уюте, более того, чтобы оно в какой-то мере стало «продолжением вас самих». А это возможно достичь даже в самой маленькой квартире. Нужно лишь набраться смелости сказать «Да!» мечте об уютном доме и. А дальше выбирайте: обратиться к помощи профессионального дизайнера или же попытаться сделать всё своими силами.

Читать еще:  Интерьер в стиле конструктивизм

Прежде, чем приступить к дизайнерской практике, давайте углубимся в историю дизайна интерьера, которая, как любая история, полна удивительных открытий. Ведь, как верно замечено, новое – это хорошо забытое старое. А значит, наш небольшой экскурс в прошлое способен подарить нам идеи и решения, которые с успехом можно применить в будущем.

Наше путешествие во времени мы начнём — не удивляйтесь! — с каменного века. Возможно, вы возразите: «О каком дизайне интерьера может быть речь, когда и интерьера как такового не было?!» Тем не менее, уже в древности человек стремился украсить свой быт, расписывая пещеры изображениями животных и своих соплеменников. Да, да! Великолепные фрески, появившиеся во времена расцвета высоких искусств, являются «наследницами» по-детски наивных, но удивительно лаконичных и выразительных пещерных рисунков наших первобытных предков. А что же сейчас? Индустрия дизайна переживает настоящий бум увлечённостью «доисторическим стилем»: грубые каменные поверхности самых «модных» журнальных столиков, лампы с абажурами из кожи, каменные вазы-плошки – всё это призвано хотя бы на какое-то время вернуть уставшего от цивилизации человека «назад к природе».

Древние наскальные рисунки. Норвегия

Следующая «остановка» — Древний Египет. Так оказалось, что Египет стал колыбелью не только цивилизации, но и дизайна. Действительно, именно в Египте появились прототипы почти всех видов мебели: стулья, табуреты, небольшие столы, кровати, шкафы. Интересно, что даже такое практичное и удобное изобретение как складной стул – тоже родом из Египта! Египтяне же придумали и популярную в наши дни технику фанерирования, когда дешёвую древесину облицовывают пластинками из более благородных пород. Мебель богатых вельмож украшалась инкрустацией из перламутра, слоновой кости и даже золота – через многие тысячелетия такую технику инкрустации «возьмут на вооружение» искусные мастера барокко и любители «гламурных» стилей ХХ века, таких как модерн и арт-нуово.

Время неумолимо двигалось вперёд, открывая врата цивилизациям Древней Греции и Древнего Рима, внесшим новые веяния не только в архитектуру, но и в дизайн интерьера. Жилище древнего грека располагалось вокруг внутреннего дворика, где проходили встречи и пиршества. Со всех сторон дворик был окружён галереей с колонами, стены которой украшались коврами, а пол – мозаикой. Не меньшую любовь к мозаике испытывали и древние римляне, достигшие в этом деле подлинного мастерства. Вообще, дома римлян были намного роскошнее греческих, что впрочем, легко объяснимо: представители великой империи стремились блистать во всём, в том числе и в роскоши дворцов и вилл. Недаром выражение «золотой дом Нерона» (он действительно был отделан золотом!) стало символом безудержного богатства.

Древнеримская мозаика. Музей Бардо. Тунис

Но эпохи сменяли одна другую, а вместе с ними изменялось и представление об «идеальном доме». Возможно, если бы мы оказались в рыцарском замке эпохи раннего Средневековья, то почувствовали бы себя неуютно. Внутреннее убранство замка было суровым и скудным, нередко единственным украшением его являлся камин в центральном зале, служившим и гостиной, и столовой. В замках постоянно тянуло холодом от стен из булыжника и от земляного пола, который для тепла устилали соломой, ведь спать приходилось на тюфяках прямо на полу. Однако, готика, сменившая романскую эпоху, совершенно преобразила интерьеры средневековых замков, наполнив их роскошью и утончённой красотой: полы из цветного кафеля покрываются коврами, стены украшают росписью ярких цветов и гобеленами, на окнах появляются восхитительные витражи, а мебель становится более многообразной и изящной по форме.

Совсем иначе смотрится городской дом эпохи Возрождения, начавшегося в Италии в ХV веке. В отличие от устремлённой вверх, к небу, готики, ренессансное жилище – символ стабильности и монументальности. Ренессанс чаще всего ассоциируется с великолепными фресками Рафаэля и Леонардо да Винчи. Действительно, фрески и картины стали в ту эпоху наиболее распространённым приёмом украшения интерьера.

Ренессанс. Один из залов замка в Хайдельберге. Германия

Однако, маятник дизайна снова качнулся в сторону динамики и экспрессии: на смену ренессансу приходит барокко, что в переводе с итальянского означает «причудливый». Причудливость этого стиля, украшающего завитками и позолотой всё, что только можно было украсить, проявляется всюду: от утопающих в роскоши залов королевских дворцов до изящных шкатулок и табакерок, от карет до кораблей – стиль барокко охватил все сферы жизни высшего общества, позже найдя своё наивысшее выражение в изысканном и нежном рококо.

Но, как это всегда происходит в истории дизайна, тот или иной стиль постепенно выходит из моды, уступая место своей противоположности. Так произошло и с рококо – устав от его витиеватости, ценители прекрасного потянулись к образцам далёкой античности. Так на рубеже XVIII — XIX веков возник классицизм или как его ещё называют, «стиль Людовика XVI», который и в наше время имеет немало приверженцев. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы.

ХIX век оказался веком суровым и прагматичным. Как бы в противовес этому художники, архитекторы и дизайнеры устремились к созданию своего, особого мира искусства, наполненного романтикой рыцарских времён. Этот стиль, обращённый к «золотому веку» готики, получил название «историзм». В то время, когда мир пожинал первые плоды технического прогресса, были построены прекрасные неоготические замки, в которых словно оживали сказочные принцы и принцессы, уводящие от реальности в волшебный мир грёз.

Не менее изысканным и элегантным стал стиль модерн, известный также как арт-нуово, появившийся в конце XIX – начале XX веков. Модерн черпает источник вдохновения в хрупкой и непосредственной красоте природы. В интерьере арт-нуово доминируют стилизованные растительные орнаменты, текучие формы, изгибы. При этом всё переплетается, словно перетекает одно в другое, образуя уникальные, неповторимые линии.

Модерн. Дом Батльо в Барселоне. Архитектор — Антонио Гауди

Модерн стал последним историческим стилем в архитектуре и дизайне, открыв путь стилям современным. Но о них будет следующий рассказ.

Юлия Карлова – художник, дизайнер интерьера

Акварельные картины и авторские принты будут изысканным и эксклюзивным украшением любого интерьера.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]