Интерьер в стиле ар нуво
Арт-нуво в интерьере: примеры оформления, фото
Если вас восхищают экзотические пейзажи Гогена и колдовские портреты Врубеля, томные красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада линии построек Гауди, значит, вы поклонник обворожительной эстетики Арт-нуво (ар-нуво).
Арт-нуво в интерьере
История Арт-нуво: из Парижа – повсюду
Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров – витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина – новое искусство.
Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев – югендстиль, у жителей Испании — либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного доселе бренда.
Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считаные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, облаченный в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, свойственные стилю, украшали новое столетие.
Арт-нуво: характерные черты стиля
- Волнистые линии, замысловатость очертаний;
- Орнамент в виде вьющихся растений, раковин, павлиньих перьев;
- Асимметрия форм;
- Арки и проемы;
- Витражи;
- Лестницы.
Прихотливо изогнутые, вычурные линии – главный принцип арт-нуво в интерьере. В затейливом переплетении – стены и арки, карнизы и портьеры, спинки кроватей и дверцы шкафов. Благодаря подобным «кружевам», даже тяжелая, фундаментальная мебель кажется воздушной, словно мечта…
Флористический орнамент (розы, лианы, ирисы, резные листья, кисти винограда), а также узор в виде стрекоз и павлинов – также обязательное условие. Мудреная, филигранная роспись царит на стенах, сквозит в перилах, красуется на мебели и шторах.
Геометрические фигуры модернисты считали порожденьем человека, воспевая асимметрию, истинное детище Природы. До сих пор дизайнеры единодушны: хотя бы что-то в помещении, созданном по канонам арт-нуво, обязано быть искривленным, асимметричным – проем или арка, спинка дивана или трюмо.
Еще один фаворит – арочная форма: ее придают дверям и окнам, шкафам и каминам…
Камин в стиле арт-нуво
Комнаты, а также части комнат должны создавать единство пространства, «переливаясь» друг в друга – для подобного эффекта используют проемы и полупроемы, украшенные сложной, капризной отделкой.
Помните, с чего начался стиль?
С витражного промысла, поэтому цветное стекло и мозаичные стеклянные картины – еще одна специфика арт-нуво.
Ну и лестницы, конечно. На заре ХХ века на них делали упор, тщательно подчеркивая плавность, закругленность формы, витиеватость перил. Лестница арт-нуво – отдельное произведение искусства: она грациозна и удивительно ажурна, как будто ведет в небеса.
Арт-нуво в интерьере: отделка и материалы
- Дерево с изысканной фактурой
- Камень и плитка из камня
- Кованые изделия
- Цветное стекло
- Дорогие ткани (парча, бархат, другие)
Арт-нуво – синоним размаха и шика, бюджетных вариантов, увы, этот люксовый стиль не предвидит.
Дерево используют не только для паркета – им обшивают стены, создают проемы. Каменную плитку можно применить на кухне, а также в ванной, причем приветствуется, когда деревянный пол «перетекает» в каменный.
Стиль арт-нуво в интерьере ванной
Нижний и верхний этажи соединяются максимально плавно, лестницу чаще всего делают чуть изогнутой, будто стебель цветка.
Совершенно не обойтись без металла: из кованых деталей могут быть ограждения лестницы, каминная решетка, фурнитура.
Криволинейности проемов и окон можно достичь, «поиграв» с лепниной или, наконец, с гипсокартоном. Помните: в помещении, если оно претендует на лавры Ар-нуво, не должно быть ни острых углов, ни резких, прямых линий.
Везде, куда падают лучи, желательно вмонтировать витражное или просто цветное стекло: это могут быть окна эркера, элементы перегородок и даже дверцы шкафчиков.
Арт-нуво в интерьере зала
Ткани выбирают либо однотонные, либо с узором, присущим стилистике: розы, кувшинки, бабочки, стрекозы, попугаи… Все, что, как считали модернисты, символизирует единство человека и Природы.
Мебель в стиле арт-нуво
[ads_block]
Деревянные, изощренных форм секретеры, серванты, буфеты – «лицо» концепции. Впрочем, часть предметов может быть из стекла, а также из гнутого, пластичного металла. Главное правило: мебель Арт-нуво выглядит так, словно застыла в танце.
Мебель в стиле арт-нуво
Что касается тканей, то портьерам можно придать асимметричный вид. Прекрасно, если занавеси создают иллюзию стекла и будто состоят из множества осколков.
Оттенки, освещение, детали
Цвета главенствуют приглушенные, натуральные: шоколадный, оливковый, терракотовый, песочный, серый с лиловым или розовым отливом. Допустимы, однако, яркие вспышки – многоцветные панно, витражи, мозаики.
Как любой ретро-стайл, арт-нуво не сочетается с галогенами и светодиодами. Освещение должно быть интимным, задушевным: его источники – матовые плафоны, абажуры, утонченные бра, торшеры в виде ландышей и лебединых шей и, конечно же, легендарные лампы Тиффани с пестрыми колпаками.
Арт-нуво – прием настолько живописный, что, в сущности, не требует много сторонних деталей. Украшая дом, уже украшенный элементами, которые содержатся, собственно, в стиле, важно не переусердствовать с мелочами.
Достойно впишутся в убранство крупные, цветного стекла вазы, старинные часы, картина истинного мастера. Всего лишь несколько винтажных нюансов (состаренное фото или же подсвечник) подчеркнут историю стиля, его истоки.
Арт-нуво – выбор людей неординарных, уверенных в себе и даже дерзких, чьи достижения очевидны, а вкус безупречен.
Ар-нуво, он же либерти, он же югендстиль, он же тиффани… Многоименный стиль модерн в интерьере
от 13 июня 2013
Витиеват и причудлив
Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи — русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль — этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка , причем очень глубоко укоренившаяся.
Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.
Итак, модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль», в Италии — как «Либерти», в Шотландии — как «Макинтош», а в США — как «Тиффани». Международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau).
В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.
Настоящий модерн: немного из истории стиля
Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.
В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.
«Удар бича» Обриста
Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.
Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн
Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.
Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты
1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.
2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.
3. Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.
Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева
4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.
5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.
6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.
7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).
8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.
Дизайн интерьера в стиле модерн
Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво — это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.
Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.
Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль
Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.
В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.
Отделка помещений в стиле модерн
Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.
В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте. Источник
Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.
Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.
Мебель для интерьера в стиле модерн
Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.
Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.
Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.
Текстиль и декор
Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.
Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.
Чтобы подчеркнуть историческую суть стиля, царящего в интерьере, можно ввести винтажные элементы: например, старинные часы, винтажный манекен, искусственно состаренные фото в рамках и т.п.
Ар Нуво
Стиль Art Nouveau (Новое Искусство), он же Модерн, Либерти и Югендстиль, развивался в Европе и США с 1880-х гг до Первой Мировой.
Стиль черпал вдохновение из буйства природы и получил распространение в архитектуре, интерьере, одежде, прикладных искусствах и живописи. Причудливые линии и изгибы в виде «удара хлыста» были частично заимствованы из работ по ботанике и изображений глубоководной фауны, как те, которые были опубликованы немецким биологом Эрнстом Генрихом Геккелем (1834–1919) в работе “Kunstformen der Natur” (“Художественные формы в природе”, 1899).
Название стиля имеет одно и то же значение:
- Модерн -от латинского modernus — новый, современный;
- Ар Нуво во Франции и Англии — от фр. Art Nouveau — новое искусство; по названию парижского магазина-салона «Дом нового искусства»);
- Югендстиль – от немецкого Jugendstil, т.е. молодой стиль, по названию мюнхенского журнала «Югенд», пропагандирующего новое искусство;
- Сецессион в Австро-Венгрии — от лат. Seccessio — отделение, уход; по названию объединения молодых художников.
Отличительные черты:
- Палитра из природных цветов;
- Непрерывно перетекающие формы;
- Изогнутые линии, форма линии «Удар Хлыста»;
- Асимметрия;
- Женские фигурки, стрекозы, флоральный орнамент;
- Витражи и светильники Тиффани;
- Ковка.
Исторический контекст
Конец девятнадцатого столетия был ознаменован с одной стороны, политическими переменами, а с другой — модернизацией производства. Франция была потрясена политическим скандалом 1894 года и ее последняя форма правления, Третья Республика, продолжала колониальную экспансию в Африке и в Азии, параллельно пытаясь справиться с внутриполитическими проблемами, такими, как бедность, политическое недовольство и промышленная нестабильность. Великобритания также стремилась поспросить империю и соперничала с Францией, в то время как Габсбургская империя, занимавшая большую часть Центральной и Восточной Европы, теряла власть и пыталась справиться с давлением жителей, требовавших перемен.
Возрастал политический вес недавно объединенной Германии, а также США.
Города стремительно росли под влиянием промышленного прогресса. Открытия в области науки и медицины открывали новые горизонты для таких психологов, как Фрейд и Юнг, выдвинувших передовые теории о бессознательном и сновидениях. На фоне относительного благополучия верхних и средних слоев населения возрастала бедность рабочих классов, особенно в городах. По мере того, как девятнадцатый век приближался к завершению, нарастало чувство смутной тревоги и неуверенности, которое нашло отражение в искусстве, литературе и музыке.
Шарль Жиро, Париж
Идеология стиля
В 1880-х годах в Великобритании возникло течение Искусства и Ремесла (Arts and Crafts), которое противопоставляло себя товарам массового производства плохого качества, которые появились на рынке в результате Промышленной Революции. Это движение послужило толчком к возникновению новой художественно-выразительной формы – Ар Нуво.
Название стиля происходит от названия магазина, отрытого Зигфридом Бингом в Париже в 1895. Там продавались работы самых известных мастеров этого стиля: Эмиля Галле, Анри Ван де Вельде и Луиса Камфорта Тиффани.
Эмиль Галле, кровать с бабочками
Последователи Ар Нуво были твердо намерены разбить устоявшиеся каноны историзма и создать новую форму искусства, соответствующую потребностям времени. В отличие от других течений, Ар Нуво не различал направления изящных и декоративных искусств, делая акцент на синтез всех видов творчества.
К концу века Art Nouveau стало единым узнаваемым стилем, который можно было наблюдать повсеместно, даже на улицах. Здания в Будапеште, Брюсселе, Париже. Вене были визуальным выражением этой современной формы искусства, резко контрастируя с тяжеловесной помпезностью большей части зданий в стиле историзма XIX века. Рекламные щиты и сами здания в Париже были покрыты новейшими постерами в стиле Ар Нуво.
Эжен Валлен, столовая
Интерьеры девятнадцатого века часто представляли собой смесь из разных стилей, которые могли находиться бок о бок в одном помещении. Ар Нуво протестовало против этого хаоса, делая упор на ремесленное производство и решения интерьеров в едином стиле, который распространялся на архитектуру, мебели и самые мелкие детали интерьера.
Различные интерпретации стиля
Больше всего в стиле Ар Нуво поражает его разнообразие. У каждой страны была своя трактовка стиля.
Во Франции и в Бельгии дизайнеры создавали сложные перетекающие формы на основе цветов, листвы и морской тематики, и именно эта трактовка первой приходит на ум, когда мы говорим об Ар Нуво.
В Британии, Германии и Австрии применялись более прямые линии и геометрические формы. Дизайнеры Ар Нуво также экспериментировали с такими материалами, как гнутая древесина и Алюминий.
В Испании самым известным приверженцев Нового Искусства стал Антонио Гауди, построивший свою деятельность на органических формах и экстравагантном применении растительных мотивов.
Парк Гуэля в Барселоне, созданный Антонио Гауди в 1900 — 1914 годах.
Новые источники вдохновения
Мастера Art Nouveau не отвергали полностью наследие прошлого. Особенно во Франции дизайнеры находились под влиянием асимметрии и тонких деталей стиля Рококо.
Многие мастера искали вдохновение в природе, наиболее распространенными декоративными деталями были цветки вишни, анютины глазки, кувшинки и стрекозы. Еще одним популярным мотивом была изогнутая женская форма, которая так нравилась поэтам Символизма. Некоторые интерпретировали Японские мотивы.
Сама индивидуальность стиля Ар Нуво и послужило причиной его конца. Движение было очень ярким и насыщенным, основанным на креативности нескольких блестящих мастеров, но им оказалось сложно удержать столь пристальное внимание публики, и всего спустя 15 лет стиль начал угасать, и поиски стилевых решений вновь вернулись к клише на пороге Первой Мировой Войны.
Ар Нуво в интерьере
Павильон Зигфрида Бинга на Парижской выставке в 1900 году показал, насколько велико влияние стиля Ар Нуво на интерьеры. Павильон состоял из шести комнат, объединенных стилевым решением: вместо эклектичной викторианской смеси из предметов мебели, текстиля и орнаментов различных исторических стилей, эти комнаты демонстрировали единый и последовательный дизайн, отраженный в цвете стен, поверхности полов, мебели и аксессуаров. Жорж де Фёр спроектировал будуар и гардеробную комнату, Эдуар Колонна – гостиную, Эжен Гайар — прихожую, столовую и спальню. Павильон Бинга остался почти незамеченным парижской прессой, однако он стал мерилом для дизайнеров и коллекционеров, стремящихся к созданию единого впечатления от интерьеров.
Otto Wagner, Вена
В интерьерах стиля модерн стены покрыты причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями, переходящими на потолки. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси — более светлыми. Стилизованный растительный орнамент модерна накладывается на произвольные формы мебели, оконных и дверных проемов. Широко использовалось витражное остекление.
Абажуры светильников напоминают чашечку цветка. Эффект усиливался тонкостью отделки и применением ценных, часто экзотических, материалов: инкрустациями, цветной фанерой, жемчугом, слоновой костью, металлами, полудрагоценными камнями.
Замок Sammezzano, Италия
Мебель Ар Нуво создана для решения двух задач: декоративной (интересные формы, интарсия и резьба) и конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В Англии и Германии конструктивная часть ставится во главу угла, что порождает более ясные по форме предметы, где декор сведен в них к минимуму. Целевая и художественная форма при производстве предмета должны быть результатом единого материально-технологического процесса.
Проектировщики мебели наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно на производстве, что положительно сказывалась на работе мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели в широких масштабах.
Сочетания
Стиль модерн требует полной согласованности элементов, поэтому крайне сложно, например, сочетать стулья в этом стиле со столом в стиле барокко или классицизм. Есть очень интересные примеры, когда все предметы в интерьере созданы на стыке двух стилей, например, это может быть Ар Нуво и…
- Современный Модерн
Понравилась статья? — Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий
Как создать интерьер в стиле ар нуво
Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения. Эпоха Серебряного века в русской поэзии — завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины, сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.
Многожанровое искусство стиля ар нуво и его интерпретаций процветало практически на протяжении полувека, вплоть до Великой Отечественной войны. В настоящий момент многие дизайнеры обращаются к этому стилю в поиске новых идей и решений. Реализация типичных для ар нуво стилистических форм в современных интерьерах — это композиционно-сложная, часто сложно-реализуемая задача. Дизайнерские ошибки при создании современных интерьеров в стиле ар нуво бросаются в глаза и делают дорогой интерьер совершенно безвкусным. Мы постарались подобрать материалы по данному стилю таким образом, чтобы помочь нашим читателям самостоятельно создать интерьеры с элементами ар нуво, а также проследить за авторской работой дизайнеров.
Чем отличается ар нуво от ар-деко и модерна
Название ар нуво (фр. artnouveau) обозначает «новое искусство», было дано новому художественному направлению, которое начало развиваться в конце 19 века. Несмотря на то, что названия одного и того же стиля модерн (фр. moderne — современный) и ар нуво практически идентичны, по сути их принято разделять. Так ар нуво связывается с авторами: дизайна мебели — Эмилем Галле, Камилем Готье, Михаэлем Тонетом, архитектурных объектов — Густавом Эйфелем, Антонио Гауди, Виктором Орта, живописи — Густавом Климтом, Альфонсом Мухой. Художественный стиль ар нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.
В свою очередь ар деко — декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна. Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость, редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром. Вышеприведенные стили часто путаются между собой.
Художественный стиль ар нуво заимствовал свои формы и линии от природы и в любом предмете искусства, архитектуре, интерьере выявляет свою органическую природу. Художникам, работавшим в стиле ар нуво, удавалось крупные и массивные предметы сделать хрупкими и визуально невесомыми. Во всех случаях для любого объемного декора в стиле ар нуво характерно плоскостное восприятие. В качестве основы используются волнистые и изогнутые линии, присущие природе. Художники стиля ар нуво черпали вдохновение в мире растений, многие из них досконально знали ботанику. В качестве сюжета часто использовались растительные элементы, предпочтительно лилии, орхидеи и ирисы, но могли применяться и другие природные формы для создания живого узора.
В период расцвета художественного направления ар нуво в промышленном дизайне предметов также часто возвращались к старым стилям: готике, ренессансу, барокко, классицизму. Если модерн включает в себя все веяния коммерческого дизайна, то ар нуво является настоящим чистым художественным направлением, свободным от прямого влияния старых стилей. Действительно, ар нуво подвергся наибольшей коммерциализации, но так и не сделался ремеслом.
Отличительные черты стиля ар нуво
Как любой художественный стиль ар нуво характерен присущими ему деталями. К наиболее часто используемым отнесем: витражи, лестницы с характерным растительным декором, резное оформление дверных проемов, декоративное освещение с витражной техникой в стиле «Тиффани», картины художников эпохи ар нуво, высокие вытянутые вазы. Эти элементы могут использоваться в интерьере, как в комбинации, так и отдельно. Часто в современном дизайне допускается совмещение стилей, прежде всего, при добавлении деталей из другого стиля. Эти детали становятся небольшим перформансом в принципиально другом по стилю интерьере. Самым простым и беспроигрышным вариантом дизайна считается сочетание классицизма и элементов, присущих стилю ар нуво.
Изготовление витражей является сложной и дорогостоящей работой. В оригинальной витражной технике используется литье стекла с последующим обжигом. В настоящее время применяются различные техники, имитирующие витраж.
Для создания входной группы, показанной на фото, применена техника росписи стекла, которая достаточно проста и доступна. Все материалы для росписи по стеклу можно найти в специализированных магазинах и выполнить имитацию витража самостоятельно. Оригинальные витражи, выполненные в венской технике, часто имеют баснословную стоимость. Во многих случаях они считаются полноценными предметами искусства.
При самостоятельной росписи стекла в стиле ар нуво нужно уделять внимание цветовым соотношениям — все основные цвета должны быть в разных пропорциях (80-40-20), не стоит использовать более трех цветов. Также важны соотношения формата орнаментальных рисунков, они должны наиболее близко соответствовать естественным природным пропорциям — допускается некоторая стилизация природных элементов, но она должна быть не в ущерб соотношениям природных линий. В данном случае лучше использовать «красивые» соотношения Пифагора. В самом простом случае самостоятельной росписи используется контурная техника со слабым цветовым тонированием стекла.
В некоторых случаях художники ар нуво стилистику витражей переносили на другие элементы интерьера. В качестве примера можно привести потолок в гостинице Old House, построенной в Ростове-на-Дону. За счет контраста темных стен и светлого потолка с темными деревянными орнаментальными вставками, потолок смотрится как гигантский витражный светильник. Также отметим, что шторы в интерьерах стиля ар нуво большей частью темные и тяжелые, напоминающие прожилки витража, часто выступают в контрасте со стенами, или ажурные и практически невесомые как стеклянные вставки.
Отдельного комментария заслуживают лестницы, которые в интерьерах ар нуво являются часто центром композиции. Для лестницы в стиле ар нуво характерна легкость и ажурность, несмотря на использование тяжелых и массивных элементов. Основным декором служит лестничное ограждение, которое может быть сделано с использованием техники ковки или резьбы по дереву. Такие работы делаются только вручную и имеют высокую стоимость.
Лестницы, характерные для стиля ар нуво, часто своим видом напоминают причудливые формы, напоминающие туловища гигантских животных. Этот прием был применен Антонио Гауди при оформлении знаменитого дома Батло и стал классическим для интерьеров в стиле ар нуво. Дорогая резьба и ковка может быть заменена на более незамысловатую, за счет использования стилизованных растительных орнаментов. Стиль ар нуво достаточно гибок и хорошо трансформируется, поэтому при всей первоначально высокой стоимости таких интерьеров, можно вполне заменить дорогостоящие детали на менее сложные в изготовлении элементы.
Оформление дверных проемов или входных групп для ар нуво имеет свои ярко выраженные особенности. Конечно, в большинстве случаев дверные проемы должны быть оформлены резными элементами. Часто для экономии средств современные дизайнеры создают входные группы при помощи гипсокартона. Такой прием не дает желаемого эффекта, а растительные элементы получаются тяжелыми и безвкусными. Для входных групп, выполненных как элементы стен, необходимо большое пространство и высокие потолки.
Для оформления стен в стиле ар нуво характерно использования живописи, а, главное, графики, безусловно, в первую очередь речь идет о Густаве Климте и Альфонсе Мухе. Графичные выполненные с идеальным вкусом работы Альфонса Мухи часто становятся объектом не очень удачного плагиата, когда выбираются в качестве сюжетов оформления стен и других деталей интерьера. В настоящий момент в продаже имеются репродукции Альфонса Мухи, поэтому нет необходимости делать копии самостоятельно.
В современных интерьерах практически не используется мебель в стиле ар нуво, прежде всего, потому, что она недоступна. Антикварная мебель практически не встречается на российских блошиных рынках, а современное изготовление мебели по эскизам или на заказ по каталогам европейских фирм — это очень дорогое удовольствие. Как правило, в современных интерьерах ар нуво используется мебель современных форм с небольшими исключениями, если они возможны.
Декорирование помещений в стиле ар нуво на базе классических элементов с соблюдением основных правил стиля дает качественный результат поиска красивых интерьерных решений. Интерьер будет выразительным, интересным и живым, это особенности всех органических стилей дизайна.
Классические интерьеры в стиле ар нуво
В 1898 году в Париже вышел альбом «Art nouveau decoration & ameublement», посвященный интерьерам стиля ар нуво. В нем содержалось порядка 50 эскизов фрагментов интерьера. Если в то время эти интерьеры только входили в моду, в наше время с ними ознакомиться полезно, чтобы ощутить чистоту первых шагов стиля ар нуво. Заметим, в альбоме освящен подход, который показывал состояние стиля на 1898 год, позже стали известными работы Антонио Гауди, Эмиля Галле, Луиса Можореля, а также других мастеров этого удивительно утонченного художественного направления.
Первые проявления ар нуво наиболее тесно связаны с характерными признаками рококо. Вычурная воздушная элегантность беспокойных линий нашла свое отражение в ар нуво. Для интерьерных композиций характерна симметричность, множественные стилизованные растительные орнаменты, которые выполняются в демократичной технике росписи стен или с применением обоев. Первая мебель ар нуво еще тяжелая и помпезная, но уже имеет характерные признаки стиля на базе легких изогнутых форм. При изготовлении мебели применяются аппликативные техники и инкрустация. Для ар нуво характерно использование резных деталей, которые сейчас имеют исключительно высокую стоимость.
Чтобы новый стиль стал популярным, декораторы интерьеров умело совмещали традиционные прямые линии с изогнутыми. Графической основой становилась композиция окружностей и прямых форм. Особый смысл придавали ритмическому рисунку и сочетанию орнаментов. Если проанализировать размеры мотивов орнаментов, то они соотносятся друг с другом по золотым пропорциям.
В некоторых интерьерах раннего издания по стилю ар нуво уже прослеживаются новые веяния, категорично отличающиеся от стилизации рококо. Детали орнаментов все больше уплощаются и имеют сугубо декоративный характер. Симметрия становится второстепенным композиционным элементом. В оформлении интерьеров прослеживаются эксперименты композиционного сочетания форм плоских и объемных элементов, применяется декоративная ковка, ранее не используемая в оформлении интерьеров. Ритмический рисунок орнаментов становится более активным, вибрирующим, влияющим на всю композицию.
Именно ар нуво является родоначальником мебельных решений, которые заполняют всю стену. Речь идет о традиционных современных мебельных стенках, которые были так популярны в меблировке гостиных в недавнем прошлом и еще сохраняют свою актуальность. При просмотре этих эскизов становится очевидным, что ар нуво внес значительных вклад в производный декоративный жанр — ар деко, для которого характерно не только использование дорогостоящих материалов, но и отказ от дорогостоящей резьбы.
Мастера ар нуво не могли проигнорировать оптическую игру света и тени, в интерьерах встречаются витражные решения и стеклянные вставки, которые вносят в интерьер легкость и ажурность.
Интерьеры в стиле ар нуво всегда отличаются повышенной функциональностью и эргономичностью, кажется, что предусмотрено место для каждой мелочи, причем шкафы предусматривают отсеки для часто и редко используемых предметов. Некоторые столовые предметы становятся декоративной составляющей интерьера, для сохранности их прячут под стекло буфетов. Чтобы повышенная функциональность мебели не делала интерьер перегруженным, мебель делается более легкой и немного вычурной за счет формы, что только дополняет общую стилистику, не конфликтуя с ней.
Заключение
Создание классических интерьеров в стиле ар нуво подвластно только профессионалам, что характерно для чистого художественного стиля. Тонкое ощущение стилистики ар нуво не должно изменять дизайнеру на протяжении всего времени декорирования интерьера. Каждая деталь интерьера ар нуво имеет свое значение и участвует в создании общего впечатления, элементы интерьера только условно можно назвать основными и второстепенными. Самым простым методом будет создание современных интерьеров с элементами ар нуво, которые придают любому статическому классическому интерьеру живую декоративную нотку. Такой подход позволит избежать грубых ошибок интерьерного дизайна и внести изящество потрясающего стиля ар нуво в любую квартиру.