Zip-dom.ru

Строй журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интерьер в датском стиле

Интерьер по-датски: дизайн как образ жизни

Преподаватель Международной Школы Дизайна (IDS) Татьяна Федосова рассказала, что такое датский стиль в интерьере, откуда он «растет» и каковы его основные элементы

Королевство Дания — самая маленькая и самая процветающая из всех скандинавских стран с населением всего пять с половиной миллионов человек. По данным социологов агентства World Values Survey, самые счастливые люди в мире живут именно здесь. Среди основных факторов, влияющих на показатели общего уровня благополучия граждан, — невысокие по европейским меркам налоги, качественное образование и технический прогресс.

В 1920–30-е годы датское правительство стало инвестировать в дизайн на государственном уровне, чтобы предоставить людям среду, которая формирует ответственного и счастливого гражданина страны. Например, каждый датчанин учится в школе с хорошей, эргономичной мебелью из экологически чистых материалов. Таким образом, с каждым новым поколением дизайн становится частью национального сознания людей.

Предметы датского дизайна можно увидеть в коллекциях всех крупных музеев мебели, в интерьере практически любого европейского дома и в общественных пространствах по всему миру.

Датский дизайн зеркально отражает потребности социума. К примеру, один из основоположников датского функционализма дизайнер Поуль Хеннингсен (Poul Henningsen) в начале Второй Мировой Войны, в 1941 г., разработал модели светильников для парков Копенгагена. Конструкция колец-отражателей распределяла свет таким образом, чтобы они не были заметны для пролетающих в небе бомбардировщиков и жители могли без опаски передвигаться вечером.

В 1930–40-е годы датские архитекторы занимались разработкой «проектов будущего» с мебелью и освещением нового типа. Столовые, библиотеки, административные здания нуждались в недорогой типовой мебели, которая должна была выпускаться промышленным методом, снижающим стоимость производства. Дизайнеры заняты поиском новых архетипов и переосмыслением традиций. У авторов мебели возникает желание персонифицировать свои творения. Отныне предметам не просто присваиваются серийные номера, им даются имена собственные, такие как кресло «Лебедь», стул «Капля», светильник «Артишок».

Основные элементы датского стиля

Датский стиль элегантен и сдержан под стать северной природе. Он балансирует на грани рациональности и сурового аскетизма. Очаг — непременный атрибут датского дома.

В интерьере всегда найдутся шерстяные пледы и практичная кухонная утварь: он наполнен только самым необходимым, в нем нет излишеств.

Базовые принципы создания датского стиля заключаются в стремлении подчеркнуть свойства материалов и сохранить их природную красоту.

Охарактеризовать датский интерьер довольно просто: это функциональность, простота, удобство, экологичные материалы, чистота силуэтов и, конечно же, цветовая палитра, навеянная приглушенными оттенками природы.

Современный датский дизайн

В XX веке датский дизайн перевернул с ног на голову общепринятые представления об интерьере: «Нет такого закона, по которому в гостиной должны стоять диван, пара кресел и журнальный столик. Существуют и другие способы создания атмосферы для отдыха…» — говорил Вернер Пантон (Verner Panton).

В XXI веке, когда ритм жизни высок, как никогда, возросла потребность в интерьере, где можно было бы восстановить силы и эмоциональное равновесие. Датский стиль подходит для этой задачи как нельзя лучше, ведь во многом именно следование его простым принципам позволяет ощущать себя благополучно уже не одному поколению жителей этой скандинавской страны.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Скандинавский стиль в интерьере — особенности датского дизайна

Главная / Советы и идеи / Дизайн и Декор / Скандинавский стиль в интерьере — особенности датского дизайна

Алексей Михайлов Fri, 08 Mar 2019 04:00:34 +0300

Королевство Дания — самая маленькая и самая процветающая из всех скандинавских стран, с населением всего 5,5 миллиона человек. Каждый датчанин растёт в окружении стильных интерьеров, учится в школе с хорошей эргономичной мебелью из экологически чистых материалов. Таким образом, с каждым последующим поколением дизайн становится частью национального самосознания людей.

История датского дизайна

Предметы датского дизайна — это живая классика, которую можно увидеть в коллекциях всех крупных музеев мебели, в интерьере практически любого европейского дома и в общественных пространствах по всему миру. Об основных элементах этого стиля нам охотно рассказала Татьяна Федосова — преподаватель Международной школы дизайна (IDS).

Татьяна Федосова, дизайнер:

— В 1920—1930-е датское правительство стало осуществлять инвестиции в дизайн на государственном уровне. Понимание важности дизайна выросло из стратегии строительства доступного и комфортного жилья, а также общественных зданий. Целью предоставления людям удобного и красивого пространства стало создание среды, в которой дизайн являлся бы воплощением идеи о «хорошей жизни».

Датский дизайн как таковой не существует сам по себе, он насквозь пропитан гуманизмом и зеркально отражает потребности социума, всего того, что происходит в нём. К примеру, один из основоположников датского функционализма дизайнер Поль Хеннингсен в 1941 году разработал модели светильников для парков Копенгагена. Их цвет и конструкция колец-отражателей распределяли свет так, чтобы они были незаметны для пролетающих в небе бомбардировщиков и жители могли безопасно передвигаться вечером.

Существует тесная взаимосвязь датского предметного дизайна с интерьером. В 1930—1940-е датские архитекторы занимались разработкой «проектов будущего», эстетика которых требовала в интерьере мебели и освещения нового типа. Столовые, библиотеки, административные здания нуждались в большом количестве недорогой типовой мебели, которая должна была выпускаться массово.

Дизайнеры были заняты поиском новых архетипов и современной переработкой устоявшихся тенденций. У авторов мебели возникло желание персонифицировать свои творения. С тех пор предметам не просто присваивались серийные номера изделий, им начали давать имена собственные, такие как кресло «Лебедь», стул «Капля», лампа «Артишок», ставшие визитными карточками Дании.

Читать еще:  Дизайн квартиры в стиле кантри

Татьяна Федосова, дизайнер:

— Несмотря на серийное производство, мебель как функционально необходимая составляющая жилого и общественного пространства становится самобытным стилеобразующим арт-объектом в интерьере.

Датский стиль в интерьере

Датские дома славятся своей простотой и многочисленными функциональными решениями. Несмотря на достаточно малую известность, именно датские интерьеры являются основной моделью для многих популярных дизайнеров мира. Поэтому самое время узнать, что же представляет собой датский стиль в дизайне интерьера, для чего предлагаем Вам отправиться в Копенгаген.

Датский стиль выделяется из других современных скандинавских интерьеров сочетанием естественности и простоты. Здесь необходимо обращать внимание на мельчайшие детали, порою типичные и непримечательные, но из которых складывается большая и красивая структура.

В качестве примера, иллюстрирующего этот принцип, можно привести здание Оперного театр в Сиднее, всемирно известный проект датчанина Арне Якобсена. Впрочем, что бы приобщиться к датскому стилю в интерьере и архитектуре строить новое здание-шедевр не обязательно, он идеально подходит как для небольших, так и просторных квартир, которые хотят дома отдыхать от суеты современной жизни.

В Дании в интерьерах домов и квартир преобладают яркие светлые цвета. Стены, как правило, белые с контрастами в виде ярких аксессуаров и блестящих акцентов с тонким узором. Здесь часто можно увидеть дополнения в смелых оттенках желтого, зеленого, красного и розового, или же коричневого, гранатового и черного. Полы из натуральной древесины, очень легкой, бежевого или коричневого цвета, что создает в доме атмосферу теплой естественности. Подобная цветовая гамма с успехом используется не только в жилых комнатах, но и на кухнях, в ванных комнатах.

Важную роль в датском стиле, также как и в скандинавском, играет большое количество естественного света в сочетании с ярким белоснежным цветом потолка, благодаря чему интерьер кажется более просторным. А чтобы придать такому помещению немного теплоты, для некоторых элементов отделки стен и мебели используются органические материалы, особенно дерево, лоза, натуральные ткани или кожа, также не лишними будут в интерьере живые растения и цветы.

Как мы уже писали выше, датскому стилю присуща функциональность. Вот почему здесь мало украшений, но все они очень хорошо подобраны. Датчане любой ценой стараются избегать излишней цветовой насыщенности и гламура. В идеале все украшения нужно подбирать в едином стиле, хотя опять же таки в датском дизайне нередко можно увидеть вместе гламурное кресло, ацтекскую скульптуру и сюрреалистические картины, или, например, плетеные стулья с гигантскими пластиковыми трубами желтого цвета, а также простым деревянным столом и шестью разноцветными стульями. Тем не менее, важно быть последовательным, и попытаться сделать так, чтобы не создавалось впечатление стилистического беспорядка.

Датчане достаточно свободная и прогрессивная нация, предпочитающая современный образ жизни и увлекающаяся технологическими инновациями. Поэтому не удивляйтесь, что какой-либо старинный дом или квартира в историческом центре Копенгагена окажутся наполненными различными оригинальными гаджетами и электронными решениями, которые обеспечивают удобство и комфорт жильцов.

Мир дизайна: Что мы знаем про «иконы датского дизайна»

И главное: сколько можно эксплуатировать идеи из 1950-х, если в Дании давно подросла достойная молодая смена дизайнеров

Только скажи «датский дизайн» — и многие сразу же вспомнят о мебели и светильниках 1950-1960-х годов авторства Арне Якобсена, Ханса Й. Вегнера и Поуля Хеннингсена. Хотя именитые гиганты давно ушли в мир иной, да и в Дании полным-полно молодых дизайнеров, «новинки» старой гвардии регулярно появляются на рынке. В попытке заработать на популярности дизайна середины XX века наследники гениев и производители мебели перерывают архивы — ищут рисунки, наброски и чертежи: все, что можно доработать, запустить в производство и вывести на рынок.

Предметы интерьера от легендарных дизайнеров пользуются огромным спросом, но сама идея часто подвергается критике. Действительно, стоит ли давать ход проектам, в свое время отвергнутым теми, кто уже никак не может повлиять на их доработку? Всегда ли старые мастера лучше новых? И что сказали бы Якобсен и Хеннингсен, узнав, что их работам решили дать новую жизнь?

Кресло Drop, диз. Арне Якобсен (Arne Jacobsen) для Fritz Hansen . Спроектировано и произведено в 1958 году. Переиздано и выпущено в новых цветах и материалах в 2014-м

Ювелир и дизайнер Тобиас Якобсен, внук легендарного Арне Якобсена, проявляет живой интерес к истории дизайна. Он работает консультантом и помогает современным компаниям производить предметы интерьера по эскизам из архивов деда.

Одна из главных целей Тобиаса — сохранение и воспроизведение идей своего знаменитого предка. Например, компания Georg Jensen Damask выпускает коллекцию скатертей, постельного белья, полотенец и других вещей с авторскими рисунками Арне Якобсена.

Другой пример — часы, которые Арне Якобсен использовал для оформления фасадов городских ратуш и Национального банка Дании. Не так давно Тобиас Якобсен и датская фирма Rosendahl перевыпустили их в форме настенных и настольных часов для домашних интерьеров.

Настенные часы Bankers, диз. Арне Якобсен для Arne Jacobsen

«Мы также решили перевыпустить серию бокалов Royal , которую дед создал для отеля SAS в Копенгагене в 1960 году, — рассказывает Тобиас. — Эти винные бокалы были выпущены ограниченным тиражом и всего один раз, поэтому компания Holmegaard согласилась снова запустить их в производство. Как дизайнер и архитектор я отчетливо вижу в этих бокалах почерк Арне Якобсена: они чем-то напоминают знаменитые кресла Egg и Swan , а также его дверные ручки и столовые ложки».

Читать еще:  Цветы в современном интерьере

Скатерть с рисунком на основе эскизов Арне Якобсена, Georg Jensen Damask; бокалы из коллекции Royal, диз. Арне Якобсен, Holmegaard

Настольные часы Station, диз . Арне Якобсен для Arne Jacobsen , Rosendahl

«Я сам дизайнер и знаю, как трудно довести свою идею до производства и продажи, поэтому мне забавно и даже удивительно видеть, с какой легкостью продаются любые вещи по эскизам Арне Якобсена. Они пользуются безумной популярностью , — продолжает Тобиас . — На первый взгляд, это выглядит довольно просто, даже незамысловато: найти рисунок в «золотых шахтах» деда и быстро запустить предмет в производство . Но на самом деле в этой работе немало трудностей и подводных камней».

По словам внука легендарного дизайнера, в его активе около 180 неиспользованных рисунков, и при этом постоянно появляются новые. Отдать предпочтение одному и отвергнуть другой — задача не из легких. « Далеко не все из созданного дедом выглядит убедительно, хотя сквозь призму времени каждая находка кажется неизданным шедевром, — замечает Тобиас. — Например, мы нашли несколько эскизов с животными мотивами, которые выглядят чересчур детскими. Это была одна из слабостей деда, но миру не нужно знать об этом. Это то личное, что должно остаться в семье».

Плюс ко всему, многие работы приходится адаптировать к нуждам современного дизайна, отдавая при этом должное оригиналу. Именно так молодой Якобсен поступил с некоторыми рисунками, на основе которых шведская компания Bor å stapeter разработала коллекцию обоев.

Обои Trapez, созданные по эскизам Арне Якобсена, Boråstapeter

Обои Epsilon, созданные по эскизам Арне Якобсена, Boråstapeter

«Все должно делаться медленно и с пристальным вниманием к деталям, как и в середине XX века. Если все происходит слишком быстро, результат работы так же быстро померкнет, — считает Тобиас. — Вещь, которая приходит в мир медленно, остается на пике популярности на более длительный срок. Я провел несколько недель с сотрудниками компании Bor å stapeter , чтобы удостовериться, что качество печати на обоях соответствует всем требованиям. Я хотел, чтобы в результате они смотрелись как качественная акварель».

Однако далеко не все разделяют энтузиазм Тобиаса по воссозданию творений дизайнеров прошлого. Кристиан Хольмтед Олесен , глава отдела выставок и коллекций Музея искусства и дизайна Дании , скептически относится к этому тренду. «В прошлом практически всегда была причина не запускать в производство ту или иную вещь, и довольно часто причина заключалась в том, что дизайнер или производитель не считали ее достаточно хорошей», — говорит он.

Кристиан признает, что порой в архивах можно отыскать настоящие сокровища, которые удается с успехом запустить в производство. Но он видел и обратное: «Боюсь, что производителей и покупателей часто ослепляет сам факт того, что на предмете написано «Арне Якобсен», «Вегнер» или « PH ». В таких случаях они полностью теряют способность смотреть на вещи критически и не задают себе простой вопрос: действительно ли у этого предмета хороший дизайн. Слишком часто люди просто преклоняются перед именем », — замечает он.

Кресло Pelican, диз . Финн Джул (Finn Juhl). Спроектировано и произведено в 1940 году, перевыпущено компанией Onecollection в 2001-м

Кристиан считает, что в какой-то мере такой подход — свидетельство лени и попытка избежать риска, которые говорят о недостатке фантазии у современных производителей. Он уверен, что демонстрируя такой высокий уровень почитания мастеров прошлого, они лишают молодых дизайнеров свободы творчества.

«Дизайн должен отражать время, в котором мы живем. Если дизайн не развивается с учетом новых технологий и материалов, он превращается в музей, и не дает Дании оставаться лидером в этой конкурентной сфере», — говорит он.

По словам Кристиана, причин успеха датского дизайна в 1950-е годы было несколько. И не в последнюю очередь среди них можно назвать желание и готовность производителей рисковать, исследовать новое: «Теми компаниями управляли семьи с наследственной страстью к дизайну и мебели. Сегодня же у многих производителей на первом месте стоит прибыль, а мебель как таковая их не заботит».

Знаменитый светильник Artichoke, диз. Поуль Хеннингсен (Poul Henningsen) для Louis Poulsen. Спроектирован в 1958 году и производится до сих пор

В ближайшее время миру предстоит увидеть мебель от Поуля Хеннингсена, больше известного в Дании под инициалами « PH ». Этого датского дизайнера знают во многих странах как создателя удивительных светильников. Но он также проектировал и мебель, выпуск которой запланирован на этот год. Об этом сообщил Сорен Винсентс Свендсен, директор и владелец компании Toneart Interior , выкупившей права на производство мебели по эскизам Поуля Хеннингсена.

«Когда мы начали изучать его архивы, довольно быстро стало ясно, что Поуль Хеннингсен был более «плодовит» в области проектирования мебели, нежели светильников. Я не уверен, что мы раскопали все, но в настоящий момент у нас есть рисунки 70 разных предметов мебели, от разнообразных кресел и кофейных столиков до столов для конференц-залов и детских лошадок-качалок», — рассказывает он.

Когда Сорена спрашивают , почему в современном мире появился спрос на мебель Хеннингсена, его ответ прост и понятен: «Миру не нужно больше мебели, у нас и так слишком много столов и кресел. Но я верю, что у людей есть потребность оглядываться назад в поисках лучшего из того, что было в прошлом, и желание принести это в настоящее. У каждого предмета мебели от Хеннингсена своя история, и людям это нужно, потому что это интересно», — говорит он.

Читать еще:  Тренды в дизайне интерьера

Одна из таких историй — о столе Axe . Когда Хеннингсен приехал в Канаду в 1954 году, его впечатлили топоры местных дровосеков. Он привез домой восемь топорищ, прикрепил их к столешнице и… оригинальный стол готов!

Современный прототип стола Axe, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior

«Когда PH отрисовывал эти предметы мебели в 1920-е и 1930-е годы, они были слишком эксцентричными для его времени и слишком трудными в производстве, ведь необходимых инструментов и технологий для их изготовления тогда не существовало, или же они были слишком дороги. Он просто опередил свою эпоху», — говорит Сорен. По некоторых эскизам в середине XX века сделали прототипы, какие-то модели выпустили ограниченным тиражом, а все остальное так и осталось на бумаге.

Современный прототип стола, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior

Сорен всерьез заинтересовался творчеством Хеннингсена несколько лет назад, когда увидел его эскиз рояля, датированный 1931 годом. Он выкупил права на этот предмет и решил изготовить его. В конце 2016 года компания Сорена запускает целую серию мебели по рисункам Хеннингсена. Первой увидит свет коллекция из 10-15 предметов.

«Весь фокус в том, чтобы правильно отобрать нужные предметы, ведь недостаточно просто перетащить датское культурное наследие из прошлого в будущее. Надо, чтобы вещи пользовались спросом и хорошо продавались», — говорит он. Большинство предметов, спроектированных Хеннингсеном, должны быть сделаны из дерева, что, по мнению Сорена, полностью отвечает современным тенденциям в области интерьерного дизайна.

Современный прототип туалетного столика, диз. Поуль Хеннингсен для PH Møbler, ToneArt Interior

Чайный и кофейный сервиз Cylinda line , диз. Арне Якобсен для Stelton

А вот наследник Арне Якобсена не думает, что вопрос о том, стоит ли перевыпускать работы дизайнеров прошлого, можно рассматривать под таким прагматичным углом. Он уверен, что у мастеров середины XX века было нечто, чего не хватает современным дизайнерам.

«Я недавно посмотрел фантастический фильм с Уиллом Смитом “Я робот”, действие которого происходит в 2035 году. И какие, вы думаете, у главного героя кофейные чашки? Из коллекции Stelton от Арне Якобсена! А приборы — от Георга Йенсена ( Georg Jensen ). Понимаете, они использовали чашки, спроектированные моим дедом, чтобы проиллюстрировать будущее! — говорит Тобиас. — Это свидетельство того, как далеко вперед он заглядывал в своем творчестве, и его работы действительно прошли испытание временем».

Но оправданно ли использование имен умерших дизайнеров с этической точки зрения? Что бы сказали мастера прошлого о наших попытках возродить их творения?

«Я понимаю, что это очень важный вопрос, и по объективным причинам мы никогда не узнаем, что Поуль Хеннингсен подумал бы обо всем этом, — говорит Сорен. — Но он вложил в эти рисунки столько сил и времени, что вопрос о производстве был, очевидно, не в нем самом, а в спросе того времени, именно поэтому его мебель так и не поступила в продажу. Не думаю, что использование имени будет проблемой, по крайнем мере до тех пор, пока мы будем придерживаться оригинальных чертежей и поддерживать диалог с наследниками».

Шезлонг PK22 (запущен в производство в 1956 году) и кушетка PK80 (запущена в производство в 1957 году), диз. Поуль Кьерхольм (Poul Kjærholm) для Fritz Hansen

Кристиан Хольмстед Олесен говорит, что многие дизайнеры задумывались о будущем своих творений. Так, датский мебельный дизайнер Поуль Кьерхольм перед смертью уничтожил все эскизы и чертежи, чтобы никто не воспользовался ими в будущем. А вот Ханс Й. Вегнер, наоборот — все сохранил и спрятал. В итоге до наших дней дошли чертежи порядка 2000 предметов мебели, которые можно хоть сейчас запустить в производство.

Полотенца Mosaic с рисунком по эскизам Арне Якобсена, Georg Jensen Damask

Для Тобиаса Якобсена очень важно, что творчество его деда продолжается по сей день и двигается в правильном направлении: «Я пристально слежу за ходом дел, и прежде чем переносить рисунки Арне Якобсена на полотенца, все тщательно продумываю, ведь люди вытирают ими лицо и тело, а значит и рассматривают с особым вниманием. Но компания Georg Jensen Damask известна высокими требованиями к качеству тканей, поэтому такое сочетание вполне оправданно. Я бы никогда не позволил печатать рисунки деда на сумках Gucci или на туалетной бумаге», — говорит он.

А что бы сказал Арне Якобсен, если бы узнал, что его наработки используются после его смерти? «Мой дедушка был не просто великим дизайнером, — улыбается Тобиас, — он был и талантливым бизнесменом, поэтому я уверен, что он бы улыбнулся, пошел в пекарню, купил свои любимые пирожные и отпраздновал это дело».

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А как вы относитесь к переизданиям и выпуску вещей из архивов именитых дизайнеров? Поделитесь своим мнением в разделе комментариев!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]