Форма в интерьере
Почему человек предпочитает геометрические формы в интерьере
На поиск ответа на данный вопрос меня натолкнула недавняя лекция о стиле арт деко в интерьере, которая проходила в московском музее Арт Деко. Замечательное место во всех отношениях, но речь пойдет не о нем.
Собственно, все началось со сравнения стилей ар-нуво и арт деко. Стиль ар-нуво несет в себе черты экологичности и природности. Здесь присутствует много гибких линий, напоминающих ветви деревьев. Цвета также мягкие и природные, много зеленого и приглушенного желто-оранжевого, как в осеннем лесу.
Источник фото: Яндекс Картинки
Фасады зданий выглядят так, что если по ним мысленно пустить поток воды, то получится вполне себе природный водопад. Попробуйте провести такой мысленный эксперимент с фасадом здания Гауди.
Источник фото: Яндекс Картинки
Источник фото: Яндекс Картинки
В интерьере и декоре стиля ар-нуво широко используется тема флоры: листьев, веток, диких цветов, и т.п., а также различных мифических существ, которые населяют этот загадочный мир: нимф, дриад, стилизованных животных. Этот стиль склонен к асимметрии и скруглению углов.
Источник фото: Яндекс Картинки
Источник фото: Яндекс Картинки
В тоже время, следующий за этим стилем арт деко имеет более геометричные формы, более прямолинейный и строгий декор.
Источник фото: Яндекс Картинки
Орнамент уже не гибкий и экологичный, а строгий и угловатый. Формы упрощаются и сглаживаются. Это стиль городского жителя, не склонного к излишней сентиментальности. Стиль людей, которые своими техническими достижениями, лайнерами и автомобилями, бросают вызов окружающему миру, подавляют его стихийность и упорядочивают среду вокруг себя.
Источник фото: Яндекс Картинки
Источник фото: Яндекс Картинки
И тут возникает тот самый вопрос, который вынесен в заголовок поста: почему человек предпочитает геометричные формы, а не природные изгибы? Вы можете сравнить широту охвата указанных двух стилей. Оба они быстротечны и идут друг за другом, но при этом ар-нуво гораздо менее актуален в современном мире, в XXI веке, а ардеко считается последним большим стилем в интерьере, который получил историческое продолжение в виде современных его имитаций. В то же время ар нуво вспыхнул и погас, и мы не видим его явного продолжения в современных интерьерах и мебели. То есть получается, что большинство людей предпочитают геометричные формы, а не природные.
Источник фото: Яндекс Картинки
Возьмем другой пример – растения в интерьере. Казалось бы, человек должен использовать большое количество растений, поскольку ученые утверждают, что человек тысячелетиями жил в дикой природе. Но на практике ничего подобного не происходит. Обычно в интерьере присутствует один-два растения, которые используются для декора, и не более того.
Источник фото: pinterest.com
Зачастую растений вообще никаких нет. Но зато присутствуют картины и репродукции с изображениями цветов и растений.
Источник фото: pinterest.com
Источник фото: pinterest.com
Или же могут быть использованы обои с цветочным рисунком. И вот это очень странно. Природа в чистом виде для нас недостаточно хороша, мы хотим ее интерпретировать, стилизовать, присвоить. Не понятно, почему, если человек вышел из природы, он не стремится в нее вернуться.
Есть три широко распространенные теории о происхождении человека:
- Человека создал Бог;
- Человек эволюционировал из низших животных до обезьян, а обезьяна до человека;
- И несколько экзотичная теория, что человек принесен на Землю инопланетянами.
Последняя теория, по-моему, это вариация на тему божественного происхождения, только без самого Бога.
Получается, что если следовать теории эволюционного происхождения от обезьяны, то мы должны любить ар нуво и наполнять свои дома большим количеством растений, ставить фен-шуйные водопады, и постоянно слушать пение птиц, живьем или в записи.
Источник фото: pinterest.com
Но в реальности все совсем наоборот. Мы живем в прямолинейных коробках, обходимся минимумом растений и слушаем рок- или поп- музыку, которая совершенно не похожа на птичье пение.
Статьи, которые мне попадались, объясняют любовь человека к прямолинейности юнгенианскими архетипами. В данном случае речь идет о графических архетипических образах – квадрате, круге, треугольнике, кресте и т.п. Вот к примеру, что пишет некто Александров в своей работе «Эволюция перспективы. Ментальные модели пространства»:
Почему эта схема плоскостная? Поскольку плоские модели предпочтительнее объемных – в силу простоты.
Плоскостность есть свойство выражения архетипа. Здесь тоже действует принцип простоты: все архетипы, описанные К. Юнгом – плоскостные. У этих архетипов в разных культурах встречаются неканонические объемные интерпретации (например, трехмерный крест, трехмерный знак Дао и т.п.), но это как раз исключения и апокрифы. Правило состоит в том, что архетипы имеют плоский вид. И такой плоскостной модели нам достаточно для отображения особенностей объемной осевой конструкции пространства.
Как я это понимаю, в контексте нашего рассуждения мысль сводится к тому, что чем проще, тем легче воспринимается. Геометрические формы проще природных, поэтому в них жить легче. Вроде бы все понятно, но первопричина не ясна. И даже сам Юнг не дает ответа на вопрос, откуда берутся архетипы. Вот что он пишет в своей работе «Архетипы коллективного бессознательного»:
«Душа — часть внутренней мистерии жизни, она имеет свою особенную структуру и форму, как любой другой организм. Откуда произошла эта психическая структура с её элементами — архетипами, это вопрос метафизики, который, следовательно, остаётся без ответа. Это нечто данное, предустановленное, что присутствует во всех случаях.»
То есть это все есть в душе (читай — бессознательном) человека априори, как данность, и никто не знает почему. Видимо, действительно без инопланетян или Бога тут не обошлось. ?
Моя же теория на этот счет такова: если человек видит в лесу прямое стройное дерево, то он его воспринимает как устойчивое. Если видит дерево под наклоном, то понимает, что через некоторое время оно упадет и от него лучше держаться подальше. Следовательно, ровная прямая стена вызывает уверенность, что она надежна и простоит еще очень долго. Видимо, это объясняет подсознательное желание жить в прямоугольной коробке, а не изогнутой пещере. Хотя Заха Хадид (Zaha Hadid) и проектирует современные изогнутые пещеры, но это единичные, немассовые объекты, которые только подтверждают правило.
А у вас есть свой собственный ответ – почему человек любит геометрические формы, хотя в природе они не встречаются? Поделитесь в комментариях.
Понравилась статья? — Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий
Основы дизайна интерьера: линии и формы
Знание основ дизайна интерьера имеет важное значение для успешного планирования и реализации любого проекта. Элементы и принципы дизайна являются общими и универсальными, которые применяются к каждому аспекту дизайна. После того, как вы узнаете и поймете их потенциал, вы сможете использовать и комбинировать их для создания красивого интерьера независимо от вкуса и стиля.
Элементы дизайна являются инструментами, у которых есть визуальные и психологические характеристики, необходимые для создания желаемого эффекта. Они создают пространство в котором находятся. К элементам дизайна относятся:
Принципы дизайна являются руководящими возможными путями организации элементов дизайна. К принципам дизайна интерьера относятся:
Линии и формы неразрывно связаны между собой.
Линия
Линией является расширенная точка или ряд точек, соединенных вместе. В то время как точка является статической и бесцельной, линия выражает движение, направление и рост. Линия может также передавать различные чувства и эмоции: тонкая гладкая линия кажется спокойной и успокаивающей, а смелая неистовая линия может вызвать гнев или другие сильные эмоции.
Простые повторения подобных элементов, расположенных достаточно близко, также могут восприниматься в виде линии с текстурой. Линия также может быть использована для создания текстуры и узора на поверхности формы.
Горизонтальные линии располагают к отдыху и стабильности, они имеют расслабляющий, неформальный эффект и идеально подходят для создания спокойных интерьеров. Горизонтальные линии также зрительно расширяют комнату.
Вертикальные линии выражают состояние равновесия и создают впечатление психологической устойчивости, прочности и простоты. Они добавляют высоту, создавая более формальную атмосферу.
Диагональные линии подразумевают движение и визуально активны и динамичны. Они привлекают внимание и могут добавить драматичности. Но могут вызывать тревожность, если не придерживаться вертикали противостоящих диагоналей. Слишком много наклонных линий может сделать интерьер беспокойным.
Изогнутые линии, как правило, способствуют мягкости, будучи похожими на природные формы, мы воспринимаем их легче, чем прямые. Большие кривые, идущие вверх, имеют мягкое, спокойное движение, в то время как кривые, идущие вниз, кажутся серьезными и печальными. Небольшие изогнутые линии могут выражать игривость и энергию. Чрезмерное использование кривых может создать чрезмерно суетливый вид.
Форма и формы
Линии, соединенные вместе, образуют форму или формы предметов. Наиболее распространенные формы в наших домах: квадраты, прямоугольники и треугольники — созданные прямыми линиями; и круги и овалы — созданные изогнутыми линиями.
Квадрат чистый и рациональный. Треугольник стабильный и спокойный. Но квадрат становится динамичным на одном из его углов.
Прямоугольные формы более приятные для глаз, чем квадратные. Прямоугольные формы считаются нормой в архитектуре и дизайне интерьера, однако слишком большое их количество может сделать пространство скучным. Интерес добавляют варьируя их размером, пропорциями, цветом, текстурой, размещением или ориентацией.
Треугольник представляет стабильность, но это также динамическая форма из-за различных углов, образованных его сторонами.
Круг — компактная форма, которая представляет единство и преемственность. Хотя это обычно стабильная форма, она может изменяться в сочетании с другими линиями и формами. Криволинейные формы, такие как изогнутые линии, выражают мягкость и текучесть.
Когда формы продлеваются в третье измерение, они создают объем. Пространство, образованное стенами (комната), является наиболее распространенным объемом в дизайне интерьера. Полностью геометрические пространства могут казаться слишком формальными или ограниченными, в то время как плавные пространства могут быть открытыми и спутанными, поэтому необходимо сбалансировать эти формы.
Смысл линии и формы в дизайне интерьера
Принцип моделирования идеального жилого пространства один: гармония формы, цвета и фактуры. В этой триаде равноправны и важны все элементы, но, пожалуй, именно форма служит отправной точкой дизайнерского замысла.
Порядок или хаос
Если взглянуть на древние жилища человека, становится ясно, что геометрически выверенных форм наши отдаленные предки не знали. Лишь с открытием способов обработки камня и дерева и изобретением искусственных строительных материалов, таких как кирпич, появились привычные сегодня четкие параллелепипеды залов и комнат.
Однако природе в целом прямые линии не свойственны; поэтому, как только возникли новые жесткие формы, возникла и психологическая необходимость адаптации их к потребностям психики человека. Украшение помещений, декоративная отделка – все это способы приблизить жилье к природному идеалу.
Но шёл и обратный процесс. За тысячелетия развития цивилизации новая искусственная реальность также воздействовала на наследственный разум человека, порождая новые образы, устойчивые ассоциации, эмоции. Они настолько впитались в архетип, что стали едиными для всех рас и народов. Символические понятия геометрических объектов и линий служат для выражения замыслов художников испокон веков.
Так, вертикаль, если она не разделена, воспринимается как символ стремления ввысь, бесконечности, легкости. Добавив «массы» в нижней части, создав визуальное основание, и вот перед нами нечто стабильное, незыблемое. Поступательное движение, развитие – это горизонталь, вдобавок такие линии придают визуальную основательность, тяжеловесность. Диагональ – динамика.
Объединив четко выраженные вертикали и горизонтали, замкнув помещение жесткой геометрией, получим торжественный зал, например, дворца или храма. Прорезав пространство диагоналями, добавив ломаных линий – получим динамику, доходящую до чувства тревоги, что например, является характерной чертой современных клубов.
Благодаря такому единству восприятия форма стала определяющим элементом стиля, который, в свою очередь, являлся отражением глобальных социальных или экономических процессов. Например, эпохе абсолютных монархий середины XVII – начала XVIII в. соответствует роскошное барокко и помпезное рококо, даже церковь превращающее в подобие будуара. Но проходит полвека, королевская власть слабеет, а формы интерьера упрощаются, возвращаясь к классической, почти античной простоте. Четкие вертикали и горизонтали, подчеркнутые колоннами и пилястрами, пришли на смену завитушкам.
Двумя веками позже подобная трансформация вновь стала революцией в дизайне. Изысканный модерн, где прямые линии намеренно маскировались, сменился четкой геометрией конструктивизма, в котором акцентировалось отсутствие «лишнего», а индивидуальность, декоративность подчеркнуто изгонялись. Проходит пара десятков лет, и новые империи меняют облик зданий: «сталинский» и «гитлеровский» тяжеловесный ампир вновь возвращают жилища в классическую эпоху.
Лишь в наше время, практически лишенное общей идеологии, стиль перестал довлеть в архитектуре и дизайне. Индивидуальность стала основополагающей, а мода уже не диктуется политикой. От «экологической» простоты кантри до технологической сложности хай-тек – все приемлемо и востребовано. Тем не менее, архетип победить нельзя, и способы использования форм в интерьере остались незыблемыми.
Игра по правилам дизайна
Существуют основополагающие принципы использования и взаимодействия элементов формы в интерьерах. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), простота облегчает восприятие. «Большое искусство живет бедными средствами», как говорил Ле Корбюзье. Исходя из этого, следует помнить, что знакомые формы воспринимаются легче, а объекты таких форм гораздо четче отделяются визуально от общего фона.
Во-вторых, разнородные по геометрии предметы смотрятся лучше на определенном расстоянии. Чем ближе объекты, тем больше шансов, что их будут воспринимать как единую композицию. В-третьих, элементы интерьера, размещенные по законам симметрии, воспринимаются единым целым.
Образующими могут быть не только формы, но и, как следствие, задаваемые предметами воображаемые линии. Они очень активно влияют на пространство, фиксируя и направляя взгляд, определяя визуальное впечатление, деля поверхности, ритмизуя их. Умелое управление линиями способно даже вызвать нужные эмоциональные реакции. Интересно, что для создания подобных эффектов вовсе не обязательно пользоваться крупными предметами или менять конфигурацию помещения. Небольшие декоративные элементы, помещенные «в нужное время в нужном месте», могут радикально изменить характер пространства.
Популярные сегодня монотонные поверхности из керамической плитки лучше «разбавлять» декоративным элементом, отличным по рисунку или фактуре от основного фона. Это позволяет добиваться интересных эффектов, способных изменить зрительное восприятие помещения и даже визуально скорректировать его неправильность.
Небольшие элементы также могут задавать стилистическую направленность помещения. Использование некрупных «античных» выпуклых декоров, скажем, камей или барельефов, придаст интерьеру классический дух. При этом эффект достигается минимальными усилиями. Например, декоративные розетки, имитирующие мрамор, просто крепятся на основную плитку при помощи специального клея, а затем элемент монтируется на стену обычным порядком. Несколько таких вставок придают четкость облику помещения и позволяют акцентировать замысел дизайнера.
Форма элементов интерьера может задавать не только стиль, но и эпоху. «Огрубите» мебель, отдав предпочтение массивным сосновым или дубовым поверхностям с минимальной обработкой, и вы получите дом в «древнескандинавском» или «древнеславянском» стиле. Добавьте витражей и цветного стекла – получится стиль «модерн». Измените окна – выберите темные рамы, уменьшите размер стекол с помощью тонких декоративных профилей «фальш-импостов», наклеиваемых на стекло с внутренней и внешней стороны, — и вот уже на улицу глядит викторианское здание.
Тайна триединства
Несмотря на то, что форма образует интерьер, она останется мертвой без цвета и фактуры. Выбор цвета, по существу, задается характером линейной формы, ее композиционной ролью. Есть общие правила, которые позволяют гармонизировать эти два элемента. Так, чем динамичнее форма, тем ярче должен быть цвет и наоборот. Верно и обратное влияние: яркие линейные элементы на спокойном фоне делают интерьер «подвижным», активизируют его.
Очевидно, что при выборе цвета для базовых форм нужно учитывать эти нюансы, принимая во внимание особенности назначения помещения. Динамичные линии и цвета в спальне столь же неуместны, как пастельные цвета и классические декоративные мотивы в ночном танцевальном клубе.
Например, чтобы сгладить «скуку» от стен, ровно покрашенных в один неяркий цвет, и при этом зрительно увеличить высоту помещения, вполне достаточно выделить вертикальную узкую полосу. Если она будет выпуклой (например, образованной при помощи филенки или бордюра), это акцентирует и зонирует интерьер. Но 5-6 подобных элементов подряд сделают помещение излишне пестрым, визуально раздражающим.
Темный (в пределе – черный) контур усиливает цветовые эффекты, повышает яркость красок, одновременно отделяет и объединяет цвета. Более того, он позволяет акцентировать форму разнородно окрашенных элементов. Но и здесь важно чувство меры, поскольку контур (а чем он шире, тем отчетливее эффект) способен не только выделить преимущества, но и подчеркнуть недостатки.
Обрамление дверного проема и сама дверь могут серьезно влиять на восприятие интерьера. Поэтому форму и цвет этих необходимых в любом доме элементов нужно выбирать в точном соответствии с общим дизайнерским замыслом. Например, двустворчатая дверь со стеклянными вставками придаст помещению торжественность и «анфиладность». Однако неправильно подобранный цвет – слишком яркий или контрастный – «стянет» внимание и сделает комнату визуально меньше.
Двери со вставками из стекла в подавляющем числе случаев устанавливают, чтобы визуально облегчить и расширить границы помещения. Кроме того, так решается проблема дефицита освещения, в первую очередь дневного. Дверные блоки все чаще дополняют верхними или боковыми фрамугами с непрозрачными стеклами или витражами. Многие производители специально дополняют популярные модели вставками из стекла.
Форма – это то, что человек воспринимает непосредственно, интуитивно. Этот язык не является тайным кодом, доступным лишь посвященным. Высоко-низко, тесно-просторно, широко-узко – азбука формы подвластна любому. Достаточно доверять своему вкусу, чутью и помнить о чувстве меры.
Смысл формы в интерьере.
Архитектор Ле Корбюзье, основоположник конструктивизма, придумал интересное определение человеческого жилья: идеальный дом должен быть «машиной для жизни», где всё удобно, оптимально рассчитано и помогает максимальному раскрытию творческих способностей человека. Способов достижения подобного идеала достаточно много, но вот принцип, на котором они основаны, один: гармония цвета, формы и фактуры, которые позволяют моделировать жилое пространство согласно желаниям его обитателей.
Наши предки, жившие в пещерах, не знали чётких геометрических форм. Лишь с появлением способа обработки камня и дерева, а также с изобретением искусственных строительных материалов (таких, как кирпич), комнаты приобрели привычную для нас форму — параллелепипед. Эти формы настолько вписались в нашу жизнь, что стали едиными для всех народов.
Великие художники испокон веков выражают свои замыслы с помощью геометрических форм и линий. Так, вертикальная сплошная линия означает стремление ввысь, бесконечность и лёгкость. Горизонталь — поступательное движение, кроме того — визуальная основательность, тяжеловесность. А вот диагональ означает динамику. Если объединить вертикальные и горизонтальные линии, получится жёсткая геометрия, близкая к торжественным залам, двоцам и храмам. А добавление диагональных линий придаст динамики, что характерно для современных клубов.
Благодаря такому единству восприятия форма стала определяющим элементом стиля. Сейчас стиль не навязывается экономическими процессами и политикой. Индивидуальность — вот основополагающая черта, от хай-тека до простого кантри, от классики до этнического стиля.
Но кое-какие основные принципы использования форм в интерьере всё же есть.
Ле Корбюзье говорил: «Большое искусство живёт бедными средствами». Простота облегчает восприятие. Знакмые формы и отдельные объекты воспринимаются легче, если чётче отделены от общего фона.
Разделение по геометрической форме.
Так, разные по форме предметы, будут гораздо лучше смотреться на расстоянии друг от друга. Если же поставить вместе круглое кресло и квадратный журнальный столик, то они будут восприняты как единая композиция.
Элементы интерьера, размещённые по законам симметрии, воспринимаются единым целым.
Основополагающими могут быть и воображаемые линии, а не только форма. Линии также очень активно влияют на пространство, придавая ему нужное настроение, разделить или объединить зоны.
Повлиять на восприятие помогут также декоративные элементы, помещённые в нужном месте. Например, используя небольшие декоративные элементы вместе с однотонной керамической плиткой, можно придать классический стиль вашей ванной или сделать кухню в японском стиле, добавив соответствующие аксессуары — вазы, посуду, полотенца.
Форма элементов интерьера может задавать не только стиль, но и эпоху. Получить дом в «древнескандинавском» или «древнеславянском» стиле поможет мебель с минимальной обработкой, а также «грубая» — из массива сосны или дуба. Квартиру в стиле «модерн» помогут получить несколько витражей или цветное стекло. Изменение формы окон, меньший размер стёкол и тёмные рамы придадут зданию викторианский стиль.
Значение цвета и фактуры.
Несмотря на то, что форма остаётся главной основополагающей в интерьере, всё же без фактуры и цвета она не будет оживлена. Есть правило, которое позволяет гармонично сочетать цвет и форму. Так, чем динамичнее интерьер, тем ярче в нём должны быть цвета, и наоборот. Верно и другое влияние: яркие элементы линейной формы на спокойном фоне делают интерьер более ативным и подвижным.
Но и основными правилами использования цвета и формы нельзя пренебрегать. Так, например, пастельные тона будут не уместны в ночном клубе, а яркие вызывающие цвета — в спальне.
Чтобы убрать скучные стены, выкрашенные в однотонный неяркий цвет, достаточно добавить вертикальную узкую полосу, которая к тому же и увеличит высоту. Но вот 5-6 таких полос уже сделает интерьер вызывающим, излишне пёстрым.
Тёмный контур усиливает цветовые эффекты, отделяет и объединяет цвета одновременно. Но здесь необходимо знать меру — этот цвет способен как выделить преимущества, так и подчеркнуть недостатки.
Двери и сам дверной проём могут существенно повлиять на сам интерьер. Поэтому необходимо осторожно выбирать цвет и фактуру этого элемента. Так, например, двустворчатая дверь со стеклянным вставками придаст помещению торжественность. Однако, неправильно подобранный цвет — контрастный или слишком яркий — визуально уменьшит комнату и акцентирует внимание на двери. Кроме того, стеклянные вставки в дверях обычно делают для решения проблем с освещением и визуального увеличения пространства.
Любую форму человек воспринимает интуитивно, непосредственно. А значит, язык дизайна и архитектуры не является каким-то секретом и тайным кодом, доступным лишь посвящённым. Широко — узко, высоко — низко, тесно — просторно: эта азбука формы подвластна любому человеку. Следовательно, понимать и говорить на этом языке может любой человек. Достаточно прислушаться к своему вкусу и знать чувство меры.